Четыре икса: какие ракеты используют российские летчики в зоне СВО
Высокоточные авиационные боеприпасы доказали свою эффективность в ходе боевых действий
Минобороны и российский ОПК отчитались об увеличении поставок ракет воздушного базирования нового поколения. Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, в настоящее время в зоне СВО применяется несколько новых типов высокоточных авиационных ракет. Речь идет об изделиях, предназначенных для поражения как наземных, так и воздушных целей. Новинки уже прошли испытания и активно применяются в боевой обстановке. Какими изделиями располагает российская авиация и насколько эффективно они себя показали в ходе специальной военной операции, разбирались «Известия».
Х-31
Каждый день на боевые вылеты в зоне специальной военной операции вылетают самолеты фронтовой авиации Воздушно-космических сил России. Штатный набор ракет дежурного многоцелевого истребителя Су-35С — ракеты «воздух – воздух» ближнего боя, одна-две ракеты «воздух – воздух» Р-37М дальнего действия и пара ударных сверхзвуковых ракет «воздух – земля» типа Х-31ПД.
Ракета Х-31ПД — это современная модификация противорадиолокационной Х-31П, которая была принята на вооружение ВВС СССР в 1988 году. Она оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем с твердотопливным стартовым ускорителем. Скорость полета достигает 3,3 скорости звука, а дальность действия увеличена со 110 до 250 км. Масса боевой части — 110 кг.
Ракета такого типа предназначена для поражения вражеских радаров самого разного назначения — из состава зенитных ракетных комплексов большой и средней дальности, контроля воздушного пространства и, например, обзора морской обстановки.
В отличие от старых модификаций, которые оснащались разными моделями пассивных головок самонаведения, современная Х-31ПД получила одну широкополосную модель головки самонаведения. Она обеспечивает обнаружение вражеских радаров, работающих в диапазоне частот 1,2 - 11 ГГц. Изделие на вооружении с 2012 года и доказало свою эффективность.
Боеприпасы типа Х-31ПД могут нести практически все самолеты российской фронтовой авиации — многоцелевые истребители Су-35С и Су-30, фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М2. Основные цели для них в специальной военной операции — радары западных систем ПВО типа Patriot, NASAMS и IRIS-T.
Х-29
На рубеже 1960-1970-х годов авиация СССР получила на вооружение первые управляемые ракеты Х-23, а следом и Х-25. На них были впервые реализованы разные системы наведения — радиокомандная, лазерная и телевизионная. Первые две имели определенные ограничения — самолет-носитель должен был держать цель в прицеле до момента поражения ее ракетой. Это требовало нахождения самолета в зоне противовоздушной обороны объекта.
При этом ракеты типа Х-23 и Х-25 имели недостаточно мощную боевую часть и не могли поражать укрепленные и защищенные цели — такие как бетонированные бункеры, склады, защищенные долговременные огневые сооружения.
В начале 1970-х годов начались работы по созданию крупнокалиберной ракеты Х-29 с лазерной и телевизионной системами наведения. Более крупный корпус позволил разместить мощную бронебойно-фугасную боевую часть массой 317 кг. При сверхзвуковой максимальной скорости она может пробить до одного метра железобетона закрытого тремя метрами земляной насыпи. При работе по взлетно-посадочным полосам аэродромов Х-29 оставляет воронку диаметром 15 м и глубиной до 6 м.
Авиационные ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29 для подвески на истребители-бомбардировщики ВКС России Авиационные ракеты класса «воздух – поверхность» Х-29 для подвески на истребители-бомбардировщики ВКС России
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский Телевизионная система наведения «Тубус-2» с объективом «Гранит-7Т» позволяет реализовать режим применения «выстрелил и забыл». Головка самонаведения сама запоминает и автоматически держит в прицеле цель, а самолет-носитель, выполнив пуск с дистанции в 10–20 км, может спокойно улетать.
Ракета Х-29Т высокоточная — обеспечивается отклонение от цели до двух с небольшим метров. Основные носители — многоцелевые и ударные самолеты Су-35С, Су-34, Су-24М2, Су-25СМ и МиГ-35.
Только один минус есть у ракет такого типа — необходим визуальный контакт с целью перед пуском и, соответственно, в непогоду или из-за облаков прицельное применение Х-29Т невозможно.
Х-59М
Тяжелая тактическая управляемая ракета с дальностью действия до 120 километров. Оснащена комбинированной системой наведения. На этапе полета в зону расположения цели управляется автопилотом по программе. На финальном этапе — за 5–10 км до цели — в действие вступает телевизионная головка самонаведения «Тубус-2А», которая позволяет оператору в самолете-носителе зафиксировать цель и включить режим самонаведения. При этом самолет может находиться в 100 и более километрах от цели, оставаясь далеко за пределами систем противовоздушной обороны поражаемых объектов.
Ракета принята на вооружение в конце 1980-х годов. Масса фугасно-кумулятивной проникающей боевой части — 320 кг. Технически она может нести и ядерную боевую часть.
Это очень эффективные ракеты для поражения складов, штабов, бункеров и любых сооружений. Самолеты-носители — фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М2. Ракеты успешно применялись, начиная с первых дней специальной военной операции вооруженных сил России на Украине.
Х-38
Новейшая управляемая ракета «воздух – земля» малой дальности. Разработана специально для применения из внутренних отсеков вооружения самолетов 5-го поколения типа Су-57, но может применяться и с любых других ударных самолетов.
Мощная боевая часть массой 250 кг обеспечивает поражение широкого спектра целей — командных пунктов, кораблей, бронетехники, зданий и сооружений. Дальность пуска до 40 км дает возможность носителю в принципе не входит в зону непосредственной ПВО объекта.
Ракета модульная и оснащается несколькими типами систем самонаведения: лазерной, спутниковой, тепловизионной и активной радиолокационной. При применении лазерной ГСН требуется подсветка цели с самолета-носителя или наземным оператором целеуказания.
Данные по точности ракеты Х-38 секретны, но можно предположить, что у изделия, разработанного в 2010-е годы, обеспечивается отклонение от цели не более 2–3 м. При наличной мощности боевой части и таком размере отклонения от точки прицеливания поражение цели гарантируется. Ракета сверхзвуковая, но медленнее, чем Х-31 — скорость полета около 1600 км/ч.
Х-38 должна стать основной ракетой любого многоцелевого или ударного самолета ВКС России. Ее носители — Су-35С, Су-30СМ, МиГ-35 и, конечно, Су-57.
Наличие на вооружении Воздушно-космических сил России высокоточных управляемых ракет обеспечивает поражение необходимых целей за один вылет. Управляемые ракеты особенно эффективны при поражении малоразмерных высокозащищенных целей. Обычно они и являются наиболее важными и ключевыми — штабы, склады боеприпасов и техники, защищенные позиции. Бомбами поражать такие цели можно десятками вылетов, а управляемая ракета выполнит всю работу за один пуск.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Попадалась интересная информация из довольно таки серьёзного источника... В конце прошлого века, какими-то правдами и неправдами, Соединённые Штаты приобрели в России партию ракет Х-31, вроде как для использования в качестве мишеней для ПВО. Впоследствии, по линии разведки, отследили пуск всего нескольких ракет из этой партии.Есть не без основательное предположение, что крейсер "Москва" был атакован модернизированными ракетами именно из той партии. На Украине имелись носители для этих ракет...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]