Коронавирус акцентирует наши умы на хрупкости существования
человечества перед лицом смертельной болезни. Такие слова, как
«эпидемия» и «пандемия» сейчас стали неотъемлемой частью нашей
повседневной речи. Но если оглянуть на историю назад, то можно
обнаружить много общего между сегодняшними днями и тем, что происходило в
давние времена. К примеру, если взять афинскую чуму, то какие уроки из
нее можно извлечь?
Слова «эпидемия» и «пандемия» имеют греческое происхождение и это
является отражение того, что древние греки довольно много думали о
страшной болезни, как в чисто медицинском смысле, так и в качестве
метафоры для более широкого ведения человеческих дел. То, что греки
называли «чумой» (loimos), фигурирует в некоторых памятных местах
греческой литературы.
В частности, одно из таких описаний лежит в самом начале литературы.
"Илиада" Гомера начинается с описания чумы, которая поражает греческую
армию в Трое. Тогда Агамемнон - ведущий принц греческой армии,
оскорбляет местного священника Аполлона по имени Хрис. Аполлон - бог
чумы - разрушитель и целитель - и он наказывает всех греков, посылая на
них язву.
Приблизительно через 270 лет после написания Илиады, чума является
центральным элементом двух великих классических афинских работ: "Царь
Эдип" Софокла и Книги 2 "История Пелопоннесской войны" Фукидида.
Фукидид (ок.460-400 до н.э.) и Софокл (490-406 гг. До н.э.) могли бы
знать друг друга в Афинах, хотя из-за отсутствия доказательств об этом
нельзя говорить утвердительно. Зато можно говорить, что обе работы,
упомянутые выше, были созданы примерно в одно и то же время. Пьеса
Эдипа, вероятно, была создана около 429 г. до н.э., а афинская чума
произошла в 430-426 гг. До н.э. Фукидид пишет прозу, а не стих (как это
делают Гомер и Софокл), и он работал в сравнительно новой области
«истории» (что означает «исследование»). В центре его внимания была
Пелопоннесская война между Афинами и Спартой и их союзниками между 431 и
404 годами до нашей эры.
Именно описание Фукидидом чумы, поразившей Афины в 430 г. до н.э.,
является одним из великих отрывков греческой литературы. Причем одна из
замечательных особенностей этого - это то, насколько он был сфокусирован
на общем социальном отклике на эпидемию, как на тех, кто умер от нее,
так и на тех, кто смог пережить ужасную болезнь.
Описание чумы следует непосредственно из известного рассказа Фукидида
о похоронной речи Перикла (важно, что Перикл умер от чумы в 429 г. до
н.э., тогда как Фукидид смог выжить). Фукидид дает общее представление о ранних стадиях чумы - с вероятным
происхождением в Северной Африке, ее распространением в более широких
регионах Афин, борьбой врачей с этим и высокой смертностью самих врачей.
Казалось, ничто не улучшит кризис - ни медицинские знания или другие
формы обучения, ни молитвы или оракулы. В самом деле, «в конце концов люди были настолько поражены своими страданиями, что больше не обращали внимания на такие вещи».
Он описывает симптомы в некоторых деталях - чувство жжения у больных,
боли в животе и рвоту, желание избавиться от одежды, которая причиняла
невыносимые страдания, бессонницу и беспокойство. На следующем этапе,
который наступал через семь или восемь дней, если люди смогли дожить до
этого, ядовитая болезнь опускалась в кишечник и другие части тела. В
некоторых случаях наступала слепота.
Слова действительно терпят неудачу, когда кто-то пытается дать общую
картину этой болезни, а что касается страданий отдельных людей, то они
казались почти недоступными человеческой природе. Причем те, кто
отличался сильной конституцией, выживали не лучше, чем слабые. Самым
ужасным было отчаяние, в которое люди впали, когда поняли, что
подхватили чуму; поскольку они немедленно приняли бы позицию полной
безнадежности и, поддавшись таким образом, потеряли бы свои силы
сопротивления.
Наконец, Фукидид фокусируется на разрушении традиционных ценностей,
где потворство своим желаниям заменяет честь, где не было никакого
страха перед богом или человеком.
Что касается преступлений против человеческого права, никто не
ожидал, что проживет достаточно долго, чтобы предстать перед судом и
понести наказание: вместо этого все чувствовали, что ему был вынесен
гораздо более суровый приговор.
Полное описание чумы в Книге 2 длится всего около пяти страниц, хотя
кажется, что оно длиннее. Первая вспышка чумы длилась два года, после
чего она ударила второй раз, хотя и с меньшей вирулентностью.
Современные ученые спорят о происхождении всего этого, не в последнюю
очередь потому, что Фукидид предлагает большое количество деталей
симптомов. Эпидемический тиф и оспа являются наиболее предпочтительными,
но было установлено около 30 различных заболеваний, подходящих под
описание.
Фукидид предлагает нам повествование о язве, которая во всех
отношениях отличается от того, с чем мы сталкиваемся. Уроки, которые мы
извлекаем из кризиса с коронавирусом, будут получены из нашего
собственного опыта, а не из чтения Фукидида. Но они не являются
взаимоисключающими. Фукидид предлагает нам описание города-государства,
находящегося в состоянии кризиса, что сейчас ощущается столь же остро и
сильно, как это было в 430 г. до н.э.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|