На вторую половину XIX века там вообще по статистике убитых наповал случалось не так уж много, зато раненых - во множестве.
Раненого в первую очередь надо вывезти с поля боя, хотя бы до второй линии обороны, где ему найдут казенную телегу - везти в лазарет. А как это сделать, если твоя конная сотня или эскадрон на данном участке действуют налегке, с минимумом материального обеспечения, и никакого транспорта, кроме собственных верховых лошадей, у вас просто нет?
Методика транспортировки раненых в этом случае также описывалась в Уставах. "Во первых строках письма" шел, разумеется, самый простой способ:
§ 214. Всадник сажаетъ или кладетъ раненаго на свое сѣдло съ помощью или безъ помощи товарища, а самъ садится сзади сѣдла, поддерживаетъ раненаго и управляетъ лошадью. Но это если пострадавший способен сидеть в седле, а значит, ранен не так уж и тяжело. А если неспособен?
Для такого случая предлагались, честно говоря, настолько... Замысловатые способы, что даже я малость подофигел. Но интерес в том, что иных, похоже, в данной ситуации просто не придумать...
Увозъ раненаго можетъ быть исполнен слѣдующими способами: 1) Назначенные для этого казаки подъѣзжаютъ къ раненому, берутъ его под мышки, приподнимаютъ несколько отъ земли и такимъ образомъ везутъ его, а самъ раненый, для облегчения, сгибаетъ ноги въ колѣняхъ назадъ (если по свойству раны это окажется возможнымъ). 2) Раненый, держась за передния луки увозящихъ его казаковъ кладет локти на их правое и лѣвое колѣно, а они поддерживаютъ его; ноги раненый поджимаетъ.
3) Раненый обхватываетъ руками за шеи увозящихъ его всадниковъ, а они поддерживаютъ раненаго, взявшись съ обеих сторонъ за его поясной ремень.
Примѣчанiе. Прiемы эти удобноисполнимы, когда раненый можетъ согнуть колѣни.
Проще говоря: в первом случае тебя держат под мышки два товарища, во втором и третьем - держишься сам. Особенно эквилибристически, как по мне, выглядит второй способ. Ты должен еще где-то взять силы, на каких-то последних ресурсах организма, чтобы выдержать такую перевозку.
На этом моменте мне вспомнились кадры с футбольных матчей - пнут там какого-нибудь Родриго-Диего под щиколотку, тот сразу брык на травку, демонстративно стонет, взвод докторов к нему бежит, все сочувствуют... А тут вот на - с дыркой где-нибудь в организме, истекая кровью, на собственных руках висишь меж двух товарищей, увозящих тебя тряской рысью...
Лошади, разумеется, для такого способа перевозки должны были быть подготовлены:
Если раненаго приходится увозить двумъ всадникамъ, то лошади ихъ должны быть предварительно съѣзжены. Съѣздку лошадей производятъ слѣдующимъ образомъ: выбираютъ двухъ лошадей, по возможности, одного роста и одинаковыхъ свойств; казаки, сидящiе на нихъ, становятся рядомъ; лѣвый казакъ берет въ правую руку чумбуръ правого своего товарища, а правый – чумбуръ леваго въ лѣвую руку; поводья держатъ: правый всадникъ – въ правой рукѣ, а лѣвый – въ лѣвой. Затѣмъ, казаки пускаютъ лошадей назначеннымъ аллюромъ. При этомъ лѣвый казакъ поддерживаетъ лошадь лѣвой ногой, а правый – правой чтобы онѣ не откидывались, а шли бы прямо. Точных данных не имею (пока), но подозреваю, что за все три тысячи лет существования конницы раненые, если их не бросали и не добивали, примерно так ею и перевозились. Потому что телеги и повозки, конечно, в любой армии имелись, но все же не в атакующих порядках, а где-то в обозе.
А до обоза еще добраться надо, и по возможности шустро...
Цитируется: Устав строевой казачьей службы 1899 г.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.