Авторы знаменитого фото рассказали историю появления кадра
Али-Баба на фоне ковра
В 1981 году в Дом на набережной съехались артисты, чьи голоса можно услышать на одной из самых популярных в СССР пластинок. В тот день они ели плов, пили чай, пели под гитару и фотографировались на фоне ковра. Историю появления этой фотографии рассказали ее автор Валерий Плотников и инициатор съемки Вениамин Смехов.
На фото: вверху, слева направо – Ирина Якушенко, Сергей Никитин, Вениамин Смехов, Виктор Берковский, Эдуард Шахназарян; в середине – Сергей Юрский, Олег Табаков, Леонид Филатов; внизу – Наталья Тенякова, Татьяна Никитина Где-то фрукты сумели достать!
Повод для встречи был приятный и важный: фирма «Мелодия» готовила к выпуску пластинку «Али-Баба и сорок разбойников». Фотограф Валерий Плотников должен был сделать фото для оформления обложки, для чего собрались вместе почти все, кто создал эту музыкальную сказку. Съемка состоялась в знаменитом Доме на набережной, где жила редактор «Мелодии» Ирина Якушенко.
– Ирина предоставила свою квартиру, и вещи на снимке тоже ее: ковер, пиалы, чайник, восточное блюдо у меня в руках, покрывало, которое так красиво ниспадает с дивана, – вспоминает Вениамин Смехов, автор сценария и стихов к «Али-Бабе и сорока разбойникам». – Где-то даже фрукты сумели достать! В Доме на набережной, как вы понимаете, жили солидные люди. Муж Якушенко был очень известным композитором. Сама Ирина на снимке – в верхнем ряду слева. А справа – Эдуард Шахназарян, блестящий звукорежиссер оркестра Гараняна. За несколько лет до этого именно Эдик сделал эпохальную запись песен Владимира Высоцкого. Сергей Никитин пришел на съемку со своей гитарой. Он же принес с собой тор – узбекский инструмент, который в кадре держит в руках композитор Виктор Берковский. Оба они, Никитин и Берковский, написали всю музыку к «Али-Бабе».
– Между прочим, именно после этого Сергей Никитин бросил свою науку и стал штатным заведующим музыкальной частью «Табакерки», – продолжает Смехов. – Он был не только одним из двух композиторов, но и музыкальным режиссером «Али-Бабы». Это Никитин ездил на квартиры к Юрскому, Табакову, Джигарханяну – сначала уговаривал их участвовать, а потом тренировал к исполнению песен. А его жену Таню, блестящую певицу, я впервые обрек на драматическую роль – она сыграла Зейнаб. Никого лучше не нашел, и правильно сделал. Пришлось обойтись без халатов
Фотограф Валерий Плотников изначально хотел, чтобы все участники съемки надели восточную одежду. Но если аутентичный ковер найти удалось, то с костюмами ничего не получилось.
– Я представлял себе чайхану, кальян, кубки, халаты стёганые, – рассказывает Плотников. – Пытался по Москве что-то такое собрать, и вроде как почти всё нашли, но не удалось отыскать никакой восточной одежды. Наташа Тенякова и Таня Никитина должны были изображать смиренных женщин Востока, но что поделаешь... В советские времена это всегда было проблемой: во что одеть актера для съемки. В итоге все снялись в том, в чем пришли. Хорошо, что нет никого в пиджаке или смокинге. Кожаная куртка Смехова – еще куда ни шло, в то время это было очень модно. Знаменитая бабочка Юрского тоже ничего не портит – он ее уже тогда носил и до сих пор с ней не расстается.
Куда пропал Табаков
С Олегом Табаковым, исполнителем роли Али-Бабы, вышла странная история. Он есть на групповом фото, но на самой обложке пластинки его нет. Вместо него в центре снимка – мультяшный Али-Баба в красной чалме. Так решили на «Мелодии» в последний момент, не обсудив это с создателями самой сказки.
– Первоначальный макет пластинки нам по дружбе сделал Аркадий Троянкер, один из блестящих книжных художников, – говорит Вениамин Смехов. – Там слева и справа перфокартой шли разные фотографии Плотникова: Зиновий Гердт, который написал замечательную статью о нас для обложки, Джигарханян с Табаковым, которые фотографировались отдельно, семейные снимки – Юрский с Теняковой, Сережа Никитин с Таней, я с моей женой Галей. Это было очень красиво. А потом какой-то шеф «Мелодии» распорядился сделать «Али-Бабу» первой пластинкой в серии «Сказка за сказкой». И появились рисованные картинки, на которых якобы мы все – плод фантазии какого-то художника.
Плов Никитина
На фото нет Армена Джигарханяна, который исполнил роль Хасана. Хотя его приглашали и ждали.
– Он, мне кажется, в тот раз опоздал, – предполагает Плотников. – Поэтому я его снимал впоследствии отдельно, одного и вместе с Табаковым. Мы прежде не были знакомы, это была моя первая съемка Джигарханяна.
Работа над фото длилась довольно долго – около полутора часов. Но все участники были очень рады и совместной съемке, и вообще возможности собраться. Тем более что на кухне в тот день царил Сергей Никитин со своим легендарным таджикским пловом.
– Сережа с Таней (Татьяна Никитина родилась в Душанбе. – Ред.) превратили тот день в настоящий праздник восточного плова, – вспоминает Вениамин Смехов. – Всем было очень вкусно, и тот плов оказался просто незабываемым.
Ирина Проровская.
Советская Белоруссия № 64 (24694). Суббота, 4 апреля 2015
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Это восточное блюдо называется лагман. Оно специально предназначено для подачи плова гостям. Плов ставят на низкий столик. Его в Узбекистане называли дастархан. И накрывают большой скатертью. Могут и просто пол накрыть скатертью и поставить на неё лагман, с аккуратно, горкой выложенным на него пловом.
Мой товарищ-погодка Володя Большаков об этом мне много рассказывал, показывал и учил готовить настоящий плов.