Взяться за такой «разбор полета» вынудили статьи двух авторов. Хотя
сейчас речь пойдет не о том, будем мы строить авианосцы или нет, нужны
они нам, или нет. Речь пойдет совсем о другом.
Очень жаль, что здесь придется сказать такое слово, как «популизм». Увы,
но это именно так, и с этим ничего не поделать. Еще раз к сожалению.
Мне,
конечно, очень приятно, что Андрей только аргументированно подтвердил
мои собственные выкладки на тему того, что авианосца у нас не будет.
Никогда. По нескольким причинам сразу, которые Андрей просто прекрасно
изложил.
Строить авианосец негде. Да, теоретически место есть, но
там нужно всего-то несколько жалких десятков миллиардов и какое-то
количество времени. И подчеркнуто, что миллиардов рублей, не долларов.
Действительно, пойдет Путин и одолжит у очередного друга, как он это на олимпиаду в Сочи сделал, так?
А
дальше вообще дело плевое: откладываем в сторону строительство атомных
подводных лодок и засучив рукава начинаем… рожать еще сотни миллиардов
на постройку авианосца. Одного. Потому что два параллельно строить
невозможно. Почему – все есть в статье Андрея.
И вот лет через 15
мы получим искомый авианосец. Силища жуткая. Это действительно будет
просто страшная угроза для американского флота.
Лопнут со смеху американцы. Потому что вот они точно не становятся, и у
них к тому времени будут все те же законом оговоренные 11 авианосцев.
А у нас один.
И
понятно, что сразу после того, как корабль начнет нагонять страх на
американцев, начнется строительство второго. И если ничего не случится,
то еще лет через десять он войдет в строй.
Почему такие сроки
неоптимистичные? Да просто стоит посмотреть, сколько ковыряются в ОСК с
любым кораблем больше 5 000 тонн водоизмещения. А тут 70 000…
Причем,
то, что базировать этот корабль негде, Андрей признает. То есть, к
реконструкции завода мы автоматом добавляем док, причалы и прочую
инфраструктуру для корабля такого размера. Потому что ничего этого у нас
нет.
Еще миллиардики сотнями пошли…
Чем воевать и с кем – тоже понятно.
Полностью
согласен с мнением Воскресенского, что МиГ-29К равно как и
Су-27К/Су-33, родом из 80-х годов прошлого века – это не вооружение.
Через 15-20 лет, когда возможно будет построен этот атомный российский
авианосец, они окончательно и бесповоротно устареют. Хотя они и сейчас
не сильно современны в сравнении с мировыми аналогами.
Новому
кораблю будущего новые самолеты? А на базе, простите, чего? Су-57? Ну
вот когда его до ума доведут, если смогут морскую версию – вот тогда и
поговорим.
Кстати, то же самое можно сказать и в сторону кораблей
сопровождения. Вот когда «Супер-Горшкова» разработают и построят –
тогда и поговорим. С удовольствием.
И еще один нюанс, который
Андрей скромно замолчал. У нас, в отличие от потенциальных противников,
нет такой нужной компоненты, как самолет ДРЛО палубного базирования. И
даже в перспективе не планируется, поскольку не можем пока с А-100
разобраться.
А без такого самолета авиационная группа так и будет обречена охранять сама себя в воздухе над авианосцем.
Еще миллиардики пошли… Уже не Ока, уже Енисей рублевый.
Заканчиваем
обсуждение и переходим к основной теме. Уже и так понятно, что хочет
сказать Андрей из Челябинска. Лейтмотив очень понятен: надо
всего-навсего лет 30 и несколько десятков триллионов рублей. И все
будет.
Очень легко такое писать. Таким статьям с огромным
удовольствием аплодируют ура-патриоты. Мы же по итогам опять нагнем весь
мир, не так ли?
Завтра все построим, и нагнем. А пока танкеры
будем в Корее заказывать. Потому что наша ОСК, Объединенная
судостроительная компания, объединенно не в состоянии построить корабль
больше ракетного катера без приключений.
Про проблему
специалистов мне вообще хочется поговорить отдельно. Я понимаю, что из
Челябинска намного лучше видно, как там на судостроительных заводах, но
вот побывав в Крыму, в Керчи, пообщавшись с рабочими «Залива», который
судостроительный завод имени Е.Е. Бутомы. Если смогу подобрать слова,
чтобы рассказать о том, как будут строиться «русские Мистрали», то
расскажу. Нет – не взыщите. Аксенов, конечно, сказал, что «Залив»
способен строить авианосцы и корабли любого размера, но строить будет
точно не Аксенов.
В общем, Андрей что-то такое опровергал по
статье Воскресенского, но я так и не понял, что. Скорее подтвердил то,
что у нас нет ничего. Ни производственных мощностей, ни кадров, ни
денег. Последнее – особенно важно. Андрей так и не сказал, из какой
трубы потекут эти триллионы, но это и не обязательно.
И вот почему.
Сейчас опять прозвучит одно очень некрасивое слово. Это слово – популизм.
Попули́зм
(от лат. populus — народ) — политика, апеллирующая к широким массам и
обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.
Это очень опасное увлечение – популизм. Оно может завести далеко. В неприятное далеко.
Соблазн
велик: наобещать, объяснить, как все просто и легко, что стоит просто
немного подождать, подсобрать денег, затянуть пояса и так далее.
То есть, то, что делает Андрей.
Действительно,
в своей огромной статье он не ответил ни на один наиважнейший вопрос,
главный из которых – откуда возьмутся деньги на постройку новых заводов,
кораблей, самолетов и так далее. И главное – сколько этих денег будет
нужно на строительство великого авианосного флота, способного нагнуть
Америку.
Вам это никого не напоминает? Лично мне напоминает.
Есть у нас великий разговорник, который очень много и разнообразно
обещает. Лунную программу, полет на Марс, Венеру, Сатурн, многоразовые
корабли, которые будут возить туристов на лунные базы…
Да, Дмитрий Рогозин.
И
вот тут совпадение. Дмитрий Рогозин обещает, прекрасно понимая, что
ничего сделано не будет. Нет у нас ни возможностей, ни технологий, ни
денег. Все, что было завоевано Советским Союзом в космической гонке,
сегодня безнадежно утеряно.
И мы это прекрасно понимаем. «Мы
были первыми» - да, это лозунг. Но ключевое слово в ней – «были».
Сегодня в космосе первыми идут совсем другие страны. К сожалению.
И
мы праведно выражаем гнев, когда Рогозин разражается очередным
популистским пакетом обещанок. Критикуем и смеемся сквозь слезы,
поскольку понимаем, что все это только слова.
Чем отличается дело с авианосцами у Андрея? Да ничем.
Абсолютно такие же популистские заявления, направленные на получение минутной выгоды. Совершенно ничем не подкрепленные.
Но
так жить проще. Сегодня можно наобещать золотых гор, а кто там
проверит? Особенно лет через 10? Где у нас 10 лет, и где все остальное?
Скользкий путь. Очень скользкий.
Вообще
даже в нашей стране принята такая практика, как хоть чем-то да
подтверждать слова. Иначе это просто сотрясание воздуха или марание
бумаги. Особенно это касаемо всяких таких прогнозов.
Если бы
Андрей носил фамилию Рахманов или Полтавченко, да, спора нет, на таком
уровне можно было бы говорить о выделении таких огромных сумм на
строительство инфраструктуры для строительства авианосцев, само
строительство авианосцев и параллельно строительство инфраструктуры для
обслуживания авианосцев. Да, самолетов для авианосцев, судов снабжения,
танкеров и кораблей сопровождения.
Но без осмысленного понимания
того, сколько времени потребуется на это и сколько денег, все эти
рассуждения о том, что мы что-то там можем построить – это пустая
болтовня и популизм.
Равно как и рассуждения без обоснований на тему того, откуда возьмутся эти суммы.
В
нашей жизни, к сожалению, все больше и больше пустого сотрясания
воздуха и попыток поиграть дряхленькими флотскими мускулишками,
доставшимися от СССР. Однако, должно прийти понимание того, что
«обещанное завтра будет горьким и хмельным». Сказать легко. Ответить за
свои слова сложнее.
Я прекрасно понимаю, что сказанное сегодня
уже через месяц никто проверять не станет, а через год уже и не
вспомнит. Потому можно писать все, что на ум придет. Его Величество Свое
Мнение правит бал. Готов спорить на что угодно, ни через 10, ни
через 15 лет никаких авианосцев у России не будет. И не потому, что они
просто не нужны никому, кроме диванных стратегов. Не потому, что у нас
нет технологий. Не потому что у нас негде их строить и особо некому.
Потому что эти огромные суммы просто никто не выделит. Их нет.
То,
что ГПВ и дальше будет сокращаться, это видно по динамике последних
лет. Сокращается все, что можно сократить. Новейшие образцы заменяются
на старые модернизированные. Все логично в условиях кризиса.
Авианосцев не будет. Расходимся. Уважаем себя и не даем запудрить себе мозги откровенно популистскими разглагольствованиями.
Впрочем,
если кто-то хочет тешить себя пустыми надеждами об океанском флоте
России, который будет что-то там противопоставлять ВМС США у дальних
берегов – не вопрос. Это конечно же случится. Примерно тогда, когда на
Луне будут цвести помидоры в оранжереях российских лунных баз, а рубль
станет второй валютой мира после юаня.
Лет через сто от сего момента – вполне возможно. Вот только ни доказать, ни увидеть этого нет никакой возможности.
А сегодняшние реалии – это модернизация крейсеров, эсминцев, подводных лодок, бомбардировщиков и танков родом из СССР. Под бравурные марши и красивые сказки. И это, к сожалению, реальность.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.