Мф.7:
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
То же самое отражено в Евангельской притче о двух сыновьях.
- У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, просил его поработать в домашнем винограднике. Сын сначала сказал: не хочу, однако после, раскаявшись, пошел. Отец обратился к другому сыну, и тот сказал: да, я пойду, но не сдержал слова и не пошел. И на вопрос, кто же из этих двух сыновей исполнил волю отца, Евангелие отвечает, что исполнил ее первый сын, несмотря на то, что первоначально он столь резко или даже грубо отказался слушать отца.
Что осуждает притча? Вопиющее несоответствие наружности с внутренним состоянием. Между тем Царствие Божие, по Евангельскому слову, прежде всего должно быть внутри нас. Иначе к нам относятся известные слова Христа о фарисеях: эти люди чтут Меня только на словах, сердце же их далеко отстоит от Меня. Бог смотрит прежде всего на внутреннее, а не на внешнее.
К сказанному следует добавить, что притча о двух сыновьях учит еще и смирению, — ибо нет и не может быть никаких гарантий, что непременно войдем в Царствие Божие за внешние дела благочестия — за то, что ходим в храм, соблюдаем посты, даже помогаем людям и тому подобное.
Смысл христианства в том, что без правильного внутреннего устроения все внешние дела немногого стоят. Именно поэтому в христианстве такое сложное учение о богохульстве, непонятное формалистам. Казалось бы - всё просто: сочетание хулы и имени есть юридический факт. Сказка говорит об "Иване-дураке" - значит, доказанный факт, сказка хулит Ивана... Но уже в народной сказке всё не так просто и однозначно... Тем более в религии света.
Христос загадочным образом разделяет хулу на разные ипостаси Бога. Получается, что вроде как Бога ругать можно - но не Духа Святого (Мф 12:31–32). Почему? Разве триединство Бога кто-то отменял?
Разгадку не найти в формализме, номинализме. Дух Святой - единственный в Троице не имеет своего имени. Он указан по профессии. Это как если сказать: "Иванов, Петров, и инженер-механик". Две фамилии, а третья - профессия, как это понимать? Бог-Отец - Яхве (на Востоке читается как Аллах), а так же Саваоф. Бог-Сын - Иисус, Иса, а так же Эммануил. А как зовут Духа Святого? А его не зовут, он сам приходит... Дух "дышит, где хочет" и "не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3: 8).
Дух - это сущность, лишённая формальности. Мы так и говорим в быту - есть буква Закона, а есть дух Закона. Если бы Дух можно было отразить в букве - отразили бы. Но в том-то и проблема, что Дух знаками, символами, ритуальным действом, номинальностью - не передаётся. Хула на Духа Святого - это не слова. Это поругание образа Божьего в человеке. Один, одержимый большевистским экстазом, сломал тридцать колоколен - но при этом всю свою получку отдавал сиротам в детдом. А другой молился, охал, свечки ставил, с Богом торговался - а молящему о хлебе ребёнку отказал. Кто из них возвёл хулу на дух в духе и истине? Чьё будет царствие Небесное?
Богохульство в язычестве - юридический акт. Богохульство в христианстве - это отречение от Духа Разума, Света и Истины, очень важно, от духа Справедливости. Не словами совершается богохульство (англичане зовут Христа "Чизом", то есть "сыром" - но они же не со зла, у них просто язык такой и слова так совпали). Богохульство совершается внутренним (часто бессловесным) отречением человека от Света и Правды.
Это и есть ГЛАВНОЕ отличие христианства (и вообще монотеизма, инфинитики – как совокупности монотеистических религий) от идолопоклонства. Нужно говорить себе так: хотя я хожу в храм, соблюдаю посты и прочее, а эти люди не ходят и не соблюдают, однако это только внешнее различие, а по своему внутреннему состоянию — кто знает, — может быть, я окажусь перед Богом хуже их?
+++
Главный смысл христианства – в том, чтобы не было ни рабов, ни господ (христианство сломало хребет рабовладению – никакая иная цивилизация от рабовладения не смогла освободиться до наших дней). И в том, чтобы не было угнетательского общества. И это настолько очевидно в христианской философии, что все многовековые потуги внутрицерковной масонерии приватизировать истину в пользу власть имущих – провалились.
Бог нетерпим к унижению и грабежу человека человеком. И когда церковь начинает благословлять общество, построенное на зверином доминировании верхов, циничном равнодушии к низам – её поражает проклятие, адресованное Господом фарисеям.
Не врите, что вы не знаете, как Господь относится к фарисеям! Нельзя прочитать Евангелие – и этого в нём не увидеть.
Ваша миссия (обращаюсь к церковному клиру) была изначально, от апостолов, в борьбе с угнетательским обществом, в борьбе с гордыней господ. Вы же лукаво попытались пристроиться при господах, войти в их состав т.н. «элиты». И с этого момента Бог и говорит вам – «Не знаю вас, отойдите от меня, делающие беззаконие»…
И не врите, что вас не предупреждали. Евангелие сто раз на этот случай даёт разъяснения – если вдруг кто-то с первого раза не поймёт.
+++
Если мораль и пафос большевиков накалённо, воспалённо христианские, чуждые и непонятные всякой иной цивилизации – почему же большевики ненавидели Бога? Потому что вы на их глазах все свои гнусные преступления записывали на Бога, вы всю свою гадость его благословением объясняли, и учили их, что Бог создал именно такое общество: с буржуем, который жрёт ананасы и рябчиков, и с 14-часовым рабочим днём у пролетария…
Если бы вы просто сказали, что, вот, мол, мы подлецы, и такое общество сделали, потому что подлецы – с вас спрос бы поменьше был. Но вы же его на Бога записали! То есть спекулировали своим саном – чтобы благословлять эту мерзость, и к тому же за мзду! Каково же должно быть отношение к вам Бога после такого?
Очевидная людям особенность Бога – долготерпение. Бог даёт людям время покаяться. Иногда это время уму человеческому непостижимо – настолько длительно. Но, говорит народная поговорка – сколько верёвочке не виться, а конец будет…
Бог отрёкся от того христианства, которое построило мерзкое в его очах общество, и влилось в него составной частью, пытаясь авторитетом Бога узаконить мерзость зоологических отношений. И видимо – я так думаю – ещё и проклял. Это, конечно, мои домыслы, но апокалипсис, разразившийся над церковью в 1917 году – косвенно свидетельствует именно о проклятии…
Бог дал человеку свободу воли – чтобы человек действовал, как хочет. Но Бог не давал людям свободы записывать всю их подлость на его имя.
Нельзя именем божьим благословлять кнут рабовладельца, понимаете? Если вы этого не понимаете – тогда всё обучение в семинариях прошло для вас зря: вы, считайте, и церковно-приходской школы не прошли, если считаете христианство терпимым к угнетательскому обществу…
+++
Возвращаюсь к моей диссертационной теме, средневековым реализму и номинализму, прародителям всего и вся в современных общественных науках (а во многом – и в технических). Всё, что есть в нашей жизни – сводится к реализму или номинализму средневековых философов.
Номинальная принадлежность (например, номинал денежной купюры, ценной бумаги) – сводима к имени.
По логике номинализма христианин тот, кто называет себя христианином (терминизм – называли номинализм некоторые). А враг христианства тот, кто называет себя врагом христианства… Так просто, так понятно, так по человечески! Написано на пузырьке «Яд» - значит, в нём яд. А написано «Элексир» - значит, в пузырьке лекарство…
Реализм же (и средневековый, и вообще) требует исследовать содержимое сосуда. Он не хочет верить ярлыкам и наименованиям, он враждебен терминизму, как рабству у терминов. Начинается это с учения святых отцов о том, что сатана называет себя Богом. И хуже того – любит являться перед подвижниками в образе «ангела светла»! Он же люцифер, ему нетрудно светлым прикинуться…
Уже в Ветхом Завете женитьба Осии на блуднице Гомери вызвала во многих людях огромное недоумение: это было грубейшее нарушение НОМИНАЛЬНЫХ правил. Но, по логике Библии, пророк Осия должен был показать «нечто» народу Бога. Он сделал, как сказал Бог, и женился на женщине, которую ему дал Бог. Смысл послания: «Израиль! Ты подобно блуднице блудишь с иными богами!»
"Пойдите, научитесь, что значит: 'Милости хочу, а не жертвы'" – учит Христос иудеев Ветхому Завету[1] (Мф 9, 13). При этом Иисус ставит добрых беззаконников язычников выше грешных законников:
- Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Немана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости[2].
Отчего они приходят в ярость? С их точки зрения прославляются безбожники: финикийцы, сирийцы, вере не обученные и Бога не ведающие. Прославляются над ними, благочестивыми прихожанами ветхозаветного храма! И эти прихожане попытались даже убить Христа, но тогда им Бог этого не позволил…
Номинализм глубоко враждебен духу христианского учения, что выяснилось сразу же, в апостольские уже времена. Это и предопределило социализм, как естественное для христиан состояние общества. Поклоняться Богу следует «в духе и истине», а не просто словами и оторванными от быта ритуалами – чему должны были учить в каждой семинарии. Увы, либералов не выучили – им хоть кол на голове теши…
Либеральная церковь – фарисейская. Она не хочет являть милость человеку. Не хочет «жизнь положить за други своя». И последнюю рубашку отдавать ближнему не хочет. Она хочет пребывать в магии и фетишизме, хочет не служить Богу (Истине) – а торгашески договариваться с ним.
- Мы тебе два притопа три прихлопа – а ты нам курочку с уточкой на завтрак, и богатого купчину-спонсора в обед… А мы тебе ещё два притопа, три прихлопа…
Фарисейская ритуалистика, обрядовая догматика – бездушная технология. В ней нет инфинитики – то есть потрясающей воображение необъятности вечного времени, невообразимых далей безконечного Космоса-пространства, непостижимого таинства безконечной делимости спичечной головки… Как религия превращается в омерзительное идолопоклонство? А вот так: выпадают вечное и безконечное из поля зрения, остаётся локальное, земное, понятное и близкое… Вот стоит столб с усами, этот столб может твоей скотине приплод дать, только надо его кровушкой помазать и N-раз вокруг оббежать, хлопая себя по какому-то месту…
Человек так устроен: убираете безконечность – получаете животное. Хищника или скота – другой вопрос. Тут варианты возможны. Вариантов же, чтобы человек, потерявший вечность из поля зрения, остался человеком – нет.
Он превратится в крысу, обустраивающую норку свою. Без вариантов.
+++
В наши дни многие либеральные священники учат прихожан, что сожалеть об СССР нельзя. Да, говорят они, тогда были стабильность, благополучие, вы в санаторий могли поехать, а сегодня не можете… Там о вас власти заботились – а новые не хотят. Там власти за вас отвечали – а новые не отвечают. Вот и грустно сердцу бедняка (одних бездомных в РФ адские «реформы» произвели «от 3 до 5 млн», к позору, современное государство даже миллионами бездомных посчитать не умеет, не то, что по именам; а ведь каждый – личность, по образу и подобию Божьему!).
Но – бодрится либеральное крыло церкви – ведь там (в СССР) каждый день звучало богохульство, а оно хуже пропаганды разврата. Церковь, мол, за разврат прощает (слаб человек) – за хулу на Бога нет…
Хочу предупредить клир: это лукавство – страшный грех, за который Всемогущий наслал на вас гонителей в будёновках в прошлый раз, когда вы вот так же кривлялись, противопоставляя Бога человечности!
Конечно, ничего хорошего в богохульстве нет, это безобразие, и чем умнее человек – тем быстрее прекратил бы вакханалию кощунников. Но прекратить формально-словесное богохульство – это просто закрыть рот. То есть это очень несложная операция, буквально мгновенная.
Вы можете сто раз открыть рот и закрыть – бездомному жильё от этого не появится. Истинное богохульство – это когда вы, называя себя христианами, не можете даже посчитать – 3 млн бомжей у нас в стране или всё-таки 5 млн?
А многие коммунисты, думая, что хулят Бога – на самом деле хулили таких вот, как вы. То есть негодяев, обвешавшихся божьими символами и равнодушных к человеческой судьбе ближнего…
+++
Неграмотность и невежество народа, путающего Бога с фарисеями по темноте – тоже не грех народа. Просвещать обязан клир. Он потому и освобождён был от пахоты и ремесла, чтобы хранить знания и учить людей, быть наукой и школой.
Это вы должны были научить народ, крестьян и пролетариев, во-первых, грамоте, а во-вторых – чем отличается Абсолютная Идея от проходимца, козыряющего именем Божьим в своих аферах…
А вы не научили. Вы добились грехами своего фарисейства того, что Церковь Божию стали считать (и не без оснований) – частью эксплуататорского государства и служанкой угнетателей. А раз Церковь стала такой – то благодать Божия ушла из неё. Когда Бог говорит – «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18) – он имеет в виду реальную Церковь. То есть свою, а не вашу, фарисейскую. Ведь вывеску «церковь» можно на что угодно повесить, вывески не краснеют… Но оттого, что номинально здание стало церковью – оно реально церковью не становится (см. спор номиналистов с реалистами).
Реальную Церковь – да, врата ада не одолели и не одолеют. А вашу – и одолели, и снова одолеют, если на прежние синодальные грабли прислужничества плутократии наступите. Потому что в вашу Бог плюнул.
+++
Когда Колчак поднимает хоругви и иконы с криком «Господи, Господи!» - что мы видим метафизическим взором? А вот что:
Господь спросит у Колчака: а что ты про меня только сейчас вспомнил? А где ты был, когда корчились от голода и жрали лебеду 60 губерний? В ресторанах пил «весёлое асти-спуманте иль папского замка вино»? А где ты был, когда капиталисты превращали в Молохи свои фабрики, и жизнь там – в ад на земле? Почему тогда ты не воззвал ко Мне, адмирал, и к тем ценностям, которые Я, Господь твой, велел почитать?!
А ведь я предупреждал вас – скажет Господь – «…кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской»[3].
Я – скажет Господь – посылал вам Достоевского, который устами монаха Алёши Карамазова грозил расстрелом генералам, травящим детей борзыми собаками… А вы что? Ладно англичане, они еретики[4] - но вы то смели называть себя православными[5]…
Это всё с людьми моими, которых я заповедовал вести, с детьми малыми – вы натворили Моим именем? – спрашивает Господь.
- Да будьте вы прокляты!
И ни хоругви, ни иконы у Колчака «не работали», на радость атеистам. Но не потому, что они вообще не работают. А потому, что лампочка не горит без электричества. Если лампа не горит – не торопитесь её выбрасывать, надо проверить – а может, это провода обрезаны?!
+++
Чем активнее фарисеи выхолощенной ритуалистики (для которых обряд не символ веры, а сам по себе, засчитывается, как трудодни) призывают Бога, тем сильнее Бог на них гневается. Потому что грех, совершённый от имени Бога и с пародирование богослужения – умножается в квадрат и в куб. Нет ничего страшнее в метафизическом плане, чем сделать веру людей в Бога орудием собственного преступления. Ибо тот, кто воровал с помощью фомки – виноват существенно меньше, чем тот, кто воровал с помощью креста. «Честный вор» по крайней мере, Бога в свои плутни не впутывает – берёт, что есть, на своё имя.
А чем занимается церковь, «обслуживающая» угнетательское общество?
Вы не просто лгуны, стяжатели, аферисты, колдуны и волхователи, мерзостные Богу, благословившие кнут и Зверя принявшие, как «спонсора храмов».Это всё земные грехи.
Грех же метафизический – что всё это недостоинство своё вы облекли в церковые ризы, и дерзнули пародировать богослужение, во всех смыслах уподобившись распявшим Господа фарисеям.
Этого, представляется мне, и не потерпел Судия Господь Саваоф, обрушив на вас и ваши храмовые вертепы кощунников ярость большевистскую. А вы не увидели в руках большевиков старинного «бича из воловьих жил», вы так и не поняли, что изгоняют вас из храма, как ТОРГУЮЩИХ. Это и само по себе нехорошо, а в храмах – это в сто раз хуже, чем просто на улице.
(Продолжение следует)
[1] Слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6).
[2] Лк., 14 зач., 4, 22–30
[3] Мф.18:5-6.
[4] В досоветское время Детский труд на фабриках Англии представлял ужасное зрелище. На фабриках работали дети семи, шести и даже пяти лет. Работа начиналась в половине шестого утра и продолжалась до 8—9 часов вечера, т. е. 14—15 часов в сутки.
[5]Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера. В 1894 году [в Томске] была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем. На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов. Норма для детей 400 коробков.
Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
Первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро": "Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... обстановка незавидная!.. Подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют ..."
Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд. Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала массовое применение детского труда. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
А вот глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу. Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя.
Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети.Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.
Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 1 марта 2018