Завод вездеходных машин (ЗВМ) из Нижнего Новогорода возобновил, казалось бы потерянные с распадом СССР, наработки связанные с вездеходами с роторно-винтовым движетелем или как их еще называют шнекоходы. Первой ласточкой стал шнекоход ЗВМ-2901.
Шнек (от нем. Schnecke, буквально — улитка) — стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.
Шнекороторный вездеход, шнекоход — вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя представляет собой два винта Архимеда из особо прочного материала. Вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега и льда, хорошо показывает себя в качестве водоходного движителя (на амфибийных машинах), однако обычно непригоден для езды по асфальту или бетону.
принцип шнеко-роторного вездехода
Транспортно технологическая платформа с роторно-винтовым движетелем (ТП с РВД) ЗВМ-2901 предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ.
Шнекоход ЗВМ-2901
В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.
Технические характеристики Обозначение базовой модели ЗВМ-2901 Двигатель модель ЯМЗ - 5344 ММЗ Д245.7 тип дизельный max мощность, кВт (л.с.) 99.2 (134,9) 87,5 (119) max момент, Нм 421 420 Количество мест в кабине, включая водителя 2-12 Масса перевозимого груза, оборудования, кг 1500 Максимально-допустимая полная масса, кг 5500 Габариты, мм Длина / ширина / высота по багажнику, мм 5500 / 2800 / 2500 Колея, мм 1800 Диаметр ротора, мм 800 Высота гребня, мм 100 База, мм 3775 Дорожный просвет, мм 250 Максимальная скорость движения, км/ч по льду 25 на плаву 10
Шнекоход ЗВМ-2901
Сейчас (2017год) шнекоходы "ЗВМ" изготавливаются "штучно", под каждого конкретного заказчика. В основном подобные машины стабильно востребованы для таких специфических работ, как мелиорация почвы, обслуживание очистных сооружений. Пригодятся вездеходы и для работы в Арктике.
У шнекоходов уже есть довольно долгая история. Появление этих движетелей относят к 1804 году, когда Дж. Стивенс построил пароход со шнеками и испытал его на реке около Нью-Йорка.
Первым кто запатентовал шнекоход - был американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Его машина двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей.
Шнекоход
В 1900 году русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком.
В 1907 лет американские изобретатели Джеймс и Айра Пиви запатентовали и собрали первые два трактора-шнекохода, один с бензиновым, другой с паровым двигателем.
В 1920 году американская компания Armstead создала два интересных образца шнекохода, один на основе трактора Fordson, другой на основе автомобиля Chevrolet.
В советские годы журнал Моделист-Конструктор часто освещал эту тематитку.
Один из самых больших шнекоходов создали на ЗИЛе это ЗИЛ-4904, грузоподъемностью 2,5 т. Кабина ЗИЛ-4904 изготовлена из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, стальной, с аварийной системой откачки воды.
Первым и последним серийным советским шнекоходом стал ЗИЛ-2096, входящий в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов. Всего в 1980-91 годах было собрано до 20 таких машин
Сейчас в мире почти никто не производит шнекоходы серийно. Быть может только австралийская Residue Solutions делает MudMaster («Специалист по грязи») мелкими партиями. Восьмиметровый MudMaster весит 18,5 т и приводится в движение шестицилиндровым дизелем Cummins. Собирается каждый экземпляр шнекохода по заказу; процесс сборки занимает 18 недель.
У шнекоходов есть один существенный недостаток - их практически невозможно использовать на твердом грунте. Побороть этот "недуг" предлагает наш изобретатель Алексей Бурдин, он разработчик трансформируемых шнеков.
В конструкции Бурдина между лопастями архимедова винта на ротор натянута длинная червеобразная камера. Когда вездеход находится в режиме шнека, она сдута. Когда же в нее поступает воздух (или вода), камера заполняет собой межлопастное пространство и превращает шнеки в обычные колеса. Изобретатель построил и действующий образец вездехода с1,5-киловаттными электроприводами на передний и задний шнеки.
В статье использованы материалы: Журнала Популярная механика, журнала «КОЛЕСА», информацию из Википедии
Дополнительные материалы: Развитие конструкции роторно-винтовых движителей для транспортных и технологических машин (Журнал "Строительные и дорожные машины" ) РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖИТЕЛЯ ШНЕКОРОТОРНОЙ АМФИБИИ. АВТОМОБИЛЬ/ДОРОГА/ИНФРАСТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ. Декабрь 2014г ДВИЖИТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. МАДИ 2008г. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТИПОВ ДВИЖИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ. Журнал автомобильных инженеров 2016г Математическая модель роторно-винтового движителя. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» июль-август 2016г РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА И ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛАСТОМЕХАНИЧЕСКОГО РОТОРНО-ВИНТОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВ. МГТУ им. Баумана СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫБОРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ, МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫХ И МОЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН НА РОТОРНО-ВИНТОВЫХ ДВИЖИТЕЛЯХ. ( ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»)
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.