Реальные прототипы персонажей русских народных сказок. Заключительная часть. Баба Яга
Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
Баба Яга является, пожалуй, самым популярным, неоднозначным и таинственным персонажем в русских народных сказках. Фольклористы, знатоки сказаний и мифологи до сих пор не пришли к единому мнению о родине Яги, о её ранге в сакральном мире и о том, какую же роль она играет в народном сознании – положительную (сказка «Морозко») или отрицательную («Гуси-лебеди», «Терёшечка»)? Остался без ответа также спор о её прототипе: послужила ли им какая-нибудь знахарка, или Баба Яга – это полностью выдуманный персонаж, созданный лишь для развития сюжета?
Прародина Бабы Яги
Образ Яги очень сложен. Его противоречивость говорит о том, что он долго формировался и собирался по крупицам различных поверий. В разное время он претерпевал изменения: в старину Яга выступала чаще на стороне Добра, а позднее она уже злая ведьма, приносящая вред и зажаривающая в печи детей. В поисках родины образа этого персонажа, разные исследователи пришли к разным выводам. Сейчас выдвигается три основных версии:
он сформировался во время освоения русскими Севера (речь об этом пойдёт в конце статьи),
его создали сами же славяне, жившие в Центральной и Восточной Европе (в таком случае прототипом послужила знахарка-отшельница),
он пришёл к нам с запада как отголосок тамошних ведьм (приверженцы этой теории подкрепляют своё мнение знаменитой репликой Яги: «Русским духом пахнет!»).
Выяснить доподлинно, откуда и где зародился образ Яги, наверное, невозможно. Вполне вероятно, что он собрался из верований всех этих трёх регионов.
Ранг Бабы Яги в сакральном мире
По этому поводу также нет однозначного мнения. Одними фольклористами она причисляется к славянским божествам, другими – к мелкой нечисти, чуть сильнее лешего и водяного, а третьи относят Ягу к особым силам, которые поддерживают связь между мирами живых и мёртвых.
Вот некоторые подтверждения этому:
Её избушка стоит «к лесу передом», а у славян лес, помимо всего прочего, считался таинственным местом, куда уходят души мёртвых.
Избушку Яги окружает тын с человеческими черепами – символами смерти.
Костяная (то есть мёртвая) нога тоже служит подтверждением связи Яги со смертью.
Она чаще всего лежит на печи, занимая собой всю избушку – «нос в потолок врос». Это говорит о том, что: либо Яга – великанша, что маловероятно, либо избушка не что иное, как её гроб.
Яга не видит вошедшего героя, а различает его по запаху («Русский дух!»). А традиционно считается, что мёртвые слепы и ориентируются лишь на нюх.
Все эти доводы достаточно основательны. Но под миром мёртвых, с которым связывают Бабу Ягу наши предки, скорее всего, подразумевали ментальный мир, мир духа и знания. То есть связывали её со знахарством и житейской мудростью. Антагонист или герой?
В чём же заключается противоречивость образа этой героини? Если подробно рассмотреть все сказки, где фигурирует Баба Яга, то можно выделить две её роли: она выступает то помощницей, то злодейкой. Иногда она даёт совет главному герою и дарит ему волшебный артефакт, а иной раз она же строит всяческие преграды действующим лицам и похищает маленьких детей, чтобы затем сжечь их в печи. Почему Яга играет двойственную роль в сознании народа – доподлинно неизвестно. Но об этом речь пойдёт ниже. Кто мог послужить прототипом Бабы Яги?
Итак, мы подошли к цели нашего исследования. Чтобы найти реальный прототип Бабы Яги, выделим основные признаки, которыми наделили её народные сказания.
Она жила отшельницей в лесу, ведя аскетический образ жизни.
Имела прирученных животных (ворон, волк, кот, гуси-лебеди), подчинявшихся её воле.
Обладала данными только ей знаниями. Проводила магические обряды.
Помогала героям сказок ценными советами, дарила нужные для их дела вещи.
С взрослыми героями обходилась ласково, а вот детей сажала на лопату и совала в печь.
Некоторые другие качества, как например то, что она летала в ступе, относятся исключительно к фантазии и не имеют под собой никаких реальных оснований.
Итак…
До христианизации Руси место монахов занимали знахари, колдуны и ведьмы (так называли «ведающих» женщин – то есть лечащих знахарок). Они были на деревне и судьями, и врачами, и административной властью, если выражаться современным языком. Для придания значимости своей власти, они окутывали себя ореолом таинственности и магического величия, то есть элементарно запугивали неграмотных людей. Любая сильная власть (пусть даже над умами народа) должна быть недосягаема. Для этого князья строили себе хоромы за высоким тыном, а знахарки просто уходили в лес.
Человек по своей природе не терпит одиночества. Поэтому у знахарок и колдунов, живших отшельниками, неизбежно заводились ручные животные – будь то волки или чёрные коты. Но никакой магической связи у них с животными не было. Вспомните любого кошатника или собачатника – они так привязаны к своим питомцам, что понимают их с одного взгляда. И эту привязанность неграмотные люди и называли магической.
Люди в старину, как дети – были падки на «волшебство». Да и сейчас найдутся индивиды, которые предпочтут пойти к бабке-шептухе, чем к врачу. Этой слабостью и пользовались знахари, проводя всевозможные магические ритуалы, наполненные загадочностью и символизмом. Они могли даже «иметь» связь с миром мёртвых, если вставала необходимость в весомом слове прославленного предка. Но почему взрослые люди получали помощь от Бабы Яги, а дети попадали в печь? На самом деле, Яга не съедала, и не зажаривала их. Она проводила обряд «допекания» детей. Что это за обряд?
На Руси издревле печь считалась сердцем дома, а очаг «святилищем совершенной чистоты». Ему молились о душевном и телесном здравии. Существовал ритуал, смыслом которого было «допечь» недоношенного, больного или слабого ребёнка в священном огне. Мать сажала хворое дитя на лопату и трижды помещала его в печь, произнося при этом заклинания и прочие символические слова. Но после христианизации эта функция перешла к местной знахарке.
А теперь об избушке на курьих ножках. После освоения русскими Севера (северные регионы Европейской части России), там появилась традиция ставить мельницы на специальной конструкции, напоминающей столб. Благодаря этому мельница могла вращаться вслед за ветром. Не правда ли, похоже на избушку на курьей ножке Бабы Яги? К тому же, на Руси мельница всегда ассоциировалась с нечистью и тайными силами.
Из этого исследования мы можем прийти к выводам:
образ Бабы Яги сформировался из поверий Центральной и Северной Руси.
Он олицетворял дух мудрости и целительства.
В народном сознании он выступал на стороне добра, и лишь в сказочном фольклоре перешёл на сторону зла.Его прототипом послужили бабки-знахарки, которые лечили, наставляли, помогали делом и советом и выполняли прочие народные обряды. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/folk/realnye-prototipy-personazhei-russkih-narodnyh-skazok-zaklyuchitelnaja-chast-baba-jaga.html
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.