Астрономия и космос [1380] | Безумный мир [2114] | Взаимоотношения людей [1055] | Войны и конфликты [1527] | Гипотезы и версии [10750] | Дом, сад, кулинария [3178] | Животные и растения [2453] | Здоровье, психология [4269] | Искусство, литература, поэзия [736] | История, археология [3559] | Мир вокруг нас [3006] | Мировые новости [3592] | Наука и технологии [1124] | Непознанное [3424] | НЛО и уфология [880] | Общество [7055] | Прогнозы ученых,исследования [481] | Происшествия, чп, аварии [1414] | Предсказания и астрология [879] | Религии, учения [484] | Российские новости [5669] | Советы и истории из жизни [846] | Стихия, климат, экология [1926] | Феномены и аномалии [915] | Фильмы и видео [4031] | Частное мнение [5695] | Это интересно! [4123] | Юмор, афоризмы, притчи [2399] |
09:35 Муки и парадокс выбора или ценность скромности и умеренности. |
Муки и парадокс выбора или когда «больше» не значит «лучше»
Свобода, свобода выбора – величайшее благо, когда человек имеет возможность жить сообразно своим наклонностям, желаниям и убеждениям, когда человек вправе выбирать, что он будет носить и есть, где он будет жить и работать и т.д.
Казалось бы, что может быть лучше? Однако, вот парадокс, оказывается, что у этой «медали» есть и оборотная сторона.
В результате исследований, проведенных американским психологом Барри Шварцем и его коллегами, выяснилось, что наличие слишком большого количества вариантов, из которых можно выбирать, имеет два серьезных отрицательных момента:
Во-первых, слишком широкий ассортимент приводит к тому, что большинство людей впадает в состояние растерянности и замешательства, и в итоге зачастую не может сделать выбор, так как чем больше предложенных вариантов, тем труднее их сравнить и выявить все плюсы и минусы, все достоинства и недостатки. А ведь выбрать всегда хочется самое лучшее! В такой ситуации человек довольно часто, если имеется такая возможность, откладывает свое решение, свой выбор «на завтра», «на потом». Во-вторых, даже если выбор уже сделан, очень велика вероятность того, что человек будет постоянно сомневаться в том, действительно ли лучшее приобретение он совершил или все-таки ошибся? Ведь чем обширнее был ассортимент, тем больше вариантов для сравнения, а значит, тем больше привлекательных качеств отвергнутых возможностей, как ему кажется, он упустил. А это, согласитесь, существенно уменьшает удовлетворение от сделанного выбора, даже в том случае, если он – этот выбор – сам по себе очень хорош. Этот феномен, этот психологический эффект получил название “парадокса выбора”. По результатам ряда исследований ученые пришли к выводу, что чаще всего оптимальное число предлагаемых вариантов, чтобы человек остался доволен – от 8 до 10. Разумеется, эта «золотая середина» – эти цифры очень условны и, конечно, все зависит от типа товара/услуг, ну и от самого человека.
Как считает Барри Шварц, по способу совершать выбор людей можно разделить на 2 категории.
По статистике в наши дни бОльшая часть людей относится к категории перфекционистов. Человек, относящийся к этой категории, всегда и во всем стремится выбрать наилучший вариант. Но, согласитесь, сделать это практически невозможно. Ведь для уверенности в том, что ты выбрал лучшее, нужно испробовать все варианты, а сделать это чаще всего невозможно и не только ввиду обширности ассортимента. Это приводит к тому, что даже совершив выбор, человек продолжает сравнивать свое приобретение с достижениями и приобретениями окружающих и сомневаться в правильности своего выбора. В результате перфекционист почти всегда находится в состоянии неудовлетворенности. Вторая категория – это люди, которые умеют довольствоваться, скажем так, «достаточно хорошим» или, как их называет Шварц, «умеренными» (по-английски satisficers). Человек, относящийся к этой категории, ощутив некую потребность, определяет для себя, какой вариант бы его устроил – определяет для себя критерии отбора. И даже если он – этот человек – имеет очень обширный выбор, то сразу отсеивает те варианты, которые не соответствуют его требованиям и останавливает свой выбор на том варианте, который соответствует его критериям. Иначе говоря, во всем многообразии предложений он ищет не наилучший вариант, а достаточно хороший, соответствующий его требованиям. Естественно, такой выбор сделать намного легче. А кроме того, сделав выбор, «умеренный» человек чувствует себя удовлетворенным: ведь он получил то, что хотел. А к какой категории относите себя вы?
Парадокс выбора часто искусно используется в маркетинге. Одним из способов манипуляции является обилие товаров и реклама, которые исподволь побуждают людей приобретать все новые вещи, хотя зачастую и имеющиеся еще вполне удовлетворяют. А когда покупатель в магазине впадает в замешательство от обилия предложений, на «сцену» выступают другие манипуляторы (а может, и те же самые!) – доброжелатели, которые всегда готовы подсказать «наилучший» выбор.
Вот только будет ли этот выбор наилучшим именно для вас, вот в чем вопрос!
http://v-garmonii-s-soboi.ru/psihologicheskie-yavleniya/muki-i-paradoks-vyibora
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|
Категория: Общество |
Материал подготовлен: http://v-garmonii-s-soboi.ru/psihologicheskie-yavleniya/muki-i-paradoks-vyibora|
Просмотров: 774 |
Добавил: marhaant|
| Рейтинг: 2.5/8 |
Всего комментариев: 0 |
|
В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
|
|
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
По этой теме смотрите:
Астрономия и космос [1380] | Безумный мир [2114] | Взаимоотношения людей [1055] | Войны и конфликты [1527] | Гипотезы и версии [10750] | Дом, сад, кулинария [3178] | Животные и растения [2453] | Здоровье, психология [4269] | Искусство, литература, поэзия [736] | История, археология [3559] | Мир вокруг нас [3006] | Мировые новости [3592] | Наука и технологии [1124] | Непознанное [3424] | НЛО и уфология [880] | Общество [7055] | Прогнозы ученых,исследования [481] | Происшествия, чп, аварии [1414] | Предсказания и астрология [879] | Религии, учения [484] | Российские новости [5669] | Советы и истории из жизни [846] | Стихия, климат, экология [1926] | Феномены и аномалии [915] | Фильмы и видео [4031] | Частное мнение [5695] | Это интересно! [4123] | Юмор, афоризмы, притчи [2399] |
|