Вопрос творческого мышления, креативности - это одна из самых сложных проблем психологии мышления...
Среди всех людей на свете процент творчески мыслящих людей составляет всего 10 %. А талантливых, способных сделать какое-либо открытие еще меньше. Поэтому природа творчества и творческих способностей людей давно интересует ученых.
Первые попытки ученых описать механизм творческого мышления относятся к началу 18 века. Они оказались безрезультатными и лишь привели исследователей к собственному креативному решению проблемы – было введено понятие бессознательного.
В этой связи замечу, что это понятие ввел не кто иной, как немецкий философ Годфрид Лейбниц, изучавший проблемы творческого мышления. Великому психоаналитику З. Фрейду в то время еще предстояло ждать своего рождения лет двести. Да и психологии, как отдельной области научных знаний тогда еще не было.
Годфрид Лейбниц пытался понять особенности мышления известных творческих людей своего времени. И суть его исследования заключалась в расспросах их об «алгоритме» действий их мозга в процессе мышления. Однако, люди помнили только отправную точку своих размышлений и конечный результат. Это позволило Г. Лейбницу предположить, что творческие процессы мышления находятся в области бессознательного.
Исследования продолжались, и следующий этап заключался в том, что психологи пытались наблюдать и анализировать процесс мышления творческих людей. Но столкнулись с той же самой проблемой недоступности для наблюдения самых существенных моментов, связанных с творческим мышлением.
Здесь самое время вспомнить Д. И. Менделеева и других ученых, сделавших свои великие открытия путем внезапного озарения после тяжелых логически верных рациональных рассуждений. В этом творческое мышление сродни интуиции, если определить ее как беспредпосылочное постижение истины. Разница в том, что решение творческих задач все же имеет предпосылки – процесс рационального мышления.
Третий этап изучения начинается в 20 веке, в его первые десятилетия. У его истоков находился немецкий ученый, основатель гештальт-психологии Макс Вертгеймер.
Он первым приступил к изучению творческого мышления следующим образом. Испытуемым он предлагал простые творческие задачи и ограничивал время их решения. Если за это время испытуемый с решением задачи не справлялся, ему предлагалась подсказка, но она давалась в такой форме, что нужно было еще догадаться, как ей воспользоваться. Одновременно с этим ученый наблюдал за поведением творчески мыслящих людей, пытаясь кое-что выяснить об их мышлении по их поведению. При этом картина не столько прояснилась, сколь запуталась.
Вертгеймер предложил определение творческого мышления, в которое оказались включенными характеристики и личностные особенности творческих людей.
Определение состоит из нескольких пунктов.
Творческое мышление никогда не повторяет пройденного, и всегда идет оригинальным и новым путем. То есть творчески мыслящий человек каждый раз вносит в решение задачи что то новое.
Творческое мышление ищет и находит несколько разных решений одной и той же задачи, не довольствуясь одним единственным ее решением.
Творчески мыслящий человек не боится быть белой вороной. То есть отличаться от окружающих людей и привлекать к себе всеобщее и не всегда доброжелательное внимание.
Творчески мыслящий человек почти всегда критически настроенный человек, который критикует не только собственные идеи, но и мышление других людей, тем самым вызывая к себе неприязнь и порождая конфликты.
Таким образом, в определении оказались смешанными и особенности мышления и особенности личности человека. А вопрос креативности до сих пор открыт. Это одна из самых сложных проблем психологии мышления.
Исходя из определения, я бы отнесла к творческим личностям К. Г. Юнга с его идеями о коллективном бессознательном и своеобразной структурой личности, А. Кроули , В. Паули, о Дмитрии Ивановиче уже упомянула. Список можно продолжить, естественно.
На «сладкое» парочка головоломок от М. Вертгеймера. Тех, что он предлагал своим испытуемым в начале века:
* Из шести отрезков одинаковой длины требуется создать четыре равноСТОРОННИХ треугольника. * Нарисуйте девять точек так, чтобы получилась «сетка» три ряда по три точки. Четырьмя прямыми линиями перечеркните ВСЕ девять точек.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Самое главное не сказали. Это, прежде всего, интегральное мышление. Стремление сложить из кусочков целую картину. Тогда как всех поголовно учат с садика дифференциальному мышлению, совершенно забывая про его антипод.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]