Загадочные названия и номера советских автомобилей вроде ВАЗ-2101-94
или РАФ-2203-01 кажутся случайным набором цифр и букв. Но в этом была
своя строгая логика.
Как было раньше
Как рассказывает И. С. Антонов в своей книге «Краткая история автомобилестроения», до
Великой Отечественной войны никакой системы в названиях моделей
советского автопрома не существовало. Каждый автозавод, начинавший
серийный выпуск транспортного средства, давал ему порядковый номер и
иногда какую-то букву в качестве дополнительного индекса. Так, перед
войной в стране появилось огромное множество «единичек»: ГАЗ-М1, НАМИ-1,
ЯТБ-1, ЯС-1. Стало очевидно, что в скором времени дороги страны
заполонят «копейки», «двушки» и «тройки» разных заводов-производителей.
Но решить проблему до войны не удалось, и вспомнили о ней только в
1945 году. Была принята единая система классификации (ЕСК) транспортных
средств. Согласно ей, каждому автопроизводителю был выделен цифровой
диапазон, в котором он и мог выбирать индексы для моделей. Причем, чем
крупнее был завод, тем больше цифр ему досталось. Так, например, для
ГАЗа — с 1 до 99, для ЗиЛа — с 100 до 199, а для «Москвича» поменьше — с
400 до 449. Еще меньше доставалось совсем небольшим заводам: АРТ
(Тарту) — 940-949, а ЛАЗ — с 695 по 699.
Поначалу казалось, что проблема действительно решена, но порядка все
равно не получилось. Производители давали моделям внутризаводские
обозначения в доступном цифровом диапазоне и оставляли их же для
автомобилей, пошедших в серию. При этом в массовое производство
запускалось далеко не все. Так, за ГАЗ-12 следовал ГАЗ-21, а за ним —
ГАЗ-66. Еще сложнее было с моделями, которые разрабатывались на одном
заводе, а их серийное производство осуществлялось на другом. К тому же
индексы не давали никакого представления о технических характеристиках
авто. Назревала новая реформа.
Отраслевой норматив 1966 года
Если вы учились на права в СССР или в первое постсоветское
десятилетие, то наверняка еще помните эту четырехзначную систему
индексов, каждая цифра которой имела свое значение. Эта система подробно
описана в документе «ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка». Начнем
со второй, так как именно она определяла тип транспортного средства: 1 —
легковой автомобиль; 2 — автобус; 3 — грузовой автомобиль; 4 — тягач; 5
— самосвал; 6 — автоцистерна; 7 — фургон; 9 — спецтранспорт.
«Восьмерку» решили оставить в качестве резерва.
Первая цифра в индексе обозначала класс транспортного средства в
своей категории. Для легковушек он определялся объемом двигателя, для
грузовых машин — полной массой, а для автобусов — габаритными размерами.
Существуют специальные таблицы, помогающие в этом разобраться. Что
касается последних двух цифр, то это был порядковый номер модели —
внутризаводской или серийный.
В любом случае, теперь разобраться с техническими параметрами
автомобиля не представляло сложностей, даже если вы никогда не видели
его. Например, ВАЗ-2101 — это легковушка с двигателем 1200—1800 см3,
ставшая первой серийной моделью Тольяттинского автозавода.