Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 21.11.2024, 21:14
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 76
Пользователей: 73
Сейчас комментируют: 3


Новости сегодня
Восхитительные картины из камней (0)
Золотая малина (0)
Зимний режим в курятнике (5)
Что стоит успеть сделать собственникам недвижимости до конца 2024 года (0)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Сахар-рафинад в поездах СССР (0)
Самые странные поводы для войны (0)
Загадка подводного вулкана: таинственные сигналы предшествовали мощному извержению (0)
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса (1)
Вильфанд спрогнозировал резкое похолодание на юге России (0)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (5)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (4)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (3)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (1)
французская левая партия снова запустила процедуру отрешения Макрона от власти (0)
Молдавия закупит системы ПВО, чтобы сбивать небольшие БПЛА, залетающие с Украины (0)
Любовь с первого взгляда (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
Кaлендapи Майя и не только: как исчисляли время разные народы (1)
Толтеки – «люди знания» (0)
Силы стратегического сдерживания США готовы к переходу власти к Трампу (0)
Когда были изобретены очки и линзы? (0)
Где она, копия нашей Земли? (1)
В Британии не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow вглубь РФ (0)
Карие - удивительная христианская церковь, сохраненная османами (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (1)
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (2)

Новости готовят...

Новостей: 33981

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3028

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1389]Астрономия и космос [1527]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6145]Дом, сад, кулинария [1229]Животные и растения [559]
Здоровье, человек [2141]Искусство, поэзия [610]История, археология, судьбы [7208]
Мир вокруг нас [1756]Наука и технологии [1401]Непознанное [3440]
НЛО, уфология [258]Новости, общество, в мире [21707]Психология и отношения [643]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [866]Стихия, климат, экология [1172]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2924]Это интересно! [3041]
Юмор, афоризмы, притчи [1090]


17:27
«Долой ответ – открыть огонь!»


Трем русским броненосцам береговой обороны, построенным в конце XIX века, судьба, казалось, уготовила «спокойную жизнь» на Балтике в составе Учебно-артиллерийского отряда. Однако Русско-японская война привела к тому, что этим кораблям пришлось проделать тяжелейший путь на Дальний Восток и участвовать в Цусимском сражении. Уцелев в том бою, два из трех броненосцев на следующий день сдались неприятелю. Третий же корабль серии – «Адмирал Ушаков» – принял бой с превосходящими силами японцев, показав своим примером, что такое отвага и честь…

22 октября 1892 года в эллинге Балтийского завода в Санкт-Петербурге в присутствии императора Александра III состоялась закладка броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков». Уже через год, в октябре 1893 года, состоялся спуск броненосца на воду, после чего на нем начался монтаж доставленных из Англии паровых машин. Осенью 1896 года корабль был официально принят в казну, орудия главного калибра на него установили годом позже.

В составе Практической эскадры. Служба на Балтике

После вступления в строй «Адмирал Ушаков» был зачислен в состав Практической эскадры кораблей на Балтийском море, выполнявшей различные учебно-боевые задачи. Кампанию 1898 года «Ушаков» начал под флагом вице-адмирала С. О. Макарова, ставшего начальником эскадры. ​«Адмирал Ушаков» в учебном плавании. Хорошо видно вооружение броненосца: башенная установка 254-мм орудий; 120-мм орудие в каземате; выше него, на палубе спардека – пятиствольная 37-мм пушка, 63-мм пушка Барановского на морском станке и одноствольные 37-мм пушки на боевом марсе.

Под руководством С. О. Макарова корабли интенсивно занимались учебно-боевой подготовкой. Одни учения следовали за другими: практические стрельбы, отработка борьбы за живучесть, шлюпочные учения, отражение минных атак. В сентябре корабли отправились на зимовку в Кронштадт, однако в октябре «Адмирал Ушаков» был отправлен в Либаву, где строился новый военный порт имени императора Александра III.

В 1902 году «Ушаков» принял участие в масштабных маневрах, приуроченных к визиту на Балтику германского императора Вильгельма II. Корабли выполняли учебные стрельбы по плавучим и береговым мишеням, завершились маневры высадкой десанта и ночной стрельбой. В сентябре того же года на корабль был назначен новый командир – капитан 1-го ранга В. Н. Миклуха, брат знаменитого путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.


Подготовка к походу на Дальний Восток

Начало Русско-японской войны застало «Адмирала Ушакова» в состоянии относительной боевой готовности – корабль был готов к участию в боевых действиях после ремонта и доукомплектования личным составом. Впрочем, поскольку серьезной боевой силы броненосцы береговой обороны собой не представляли, отправлять их никуда не собирались.

Когда в апреле 1904 года началось формирование 2-й Тихоокеанской эскадры, ее командующий контр-адмирал З. П. Рожественский категорически возражал против навязывания ему старых кораблей, обосновывая свой отказ тем, что они просто не дойдут до места назначения.

Ситуация вокруг кораблей, оставшихся на Балтике, резко изменилась в ноябре 1904 года. Поводом для этого стала серия статей в газете «Новое время», автором которых был капитан 2-го ранга Н. Л. Кладо. Помимо острой критики высшего руководства флота, суть публикаций сводилась к тому, что морская мощь Японии в России сильно недооценивается, и необходимо всеми силами усиливать эскадру Рожественского.

Публикации всколыхнули общественное мнение, что, вместе с военными неудачами и катастрофическим положением Порт-Артурской эскадры, заставило руководство флота изменить решение относительно отправки на войну старых кораблей. Решено было отправить на соединение со 2-й эскадрой отдельный отряд под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова в составе броненосцев «Император Николай I», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и броненосного крейсера «Владимир Мономах».

К сожалению, кадровая политика на кораблях отряда проводилась в духе тех лет. В ноябре 1904 года командир «Ушакова» В. Н. Миклуха отслужил положенный ценз и был списан на берег. Более того, адмирал А. А. Бирилев предложил заменить командиров и на остальных кораблях. Лишь горячие просьбы самого Миклухи, а также командира «Апраксина» капитана 1-го ранга Н. Г. Лишина помогли оставить их на кораблях.

На остальных боевых единицах эскадры капитанов сменили перед самым походом. При этом командующий отрядом контр-адмирал Небогатов был лишен возможности выбирать командиров самостоятельно.

Путь на восток

2 февраля 1905 года 1-й отдельный отряд судов флота Тихого океана покинул Либаву и направился к мысу Скаген. После прохождения балтийских проливов корабли взяли курс на Ла-Манш, обойдя злополучную Доггер-банку. В Бискайском заливе корабли встретил шторм, однако низкобортные броненосцы показали неплохие мореходные качества. Взяв курс на Средиземное море, отряд миновал Гибралтар, причем ночью корабли шли без ходовых огней и палубного освещения, ориентируясь лишь на кильватерный огонь впереди идущего мателота. Дальнейший переход проходил по маршруту бухта Суда (остров Крит)–Порт-Саид–Суэцкий канал–Красное море–Джибути–Марбат.

Во время стоянки в Суде корабли отряда посетил Н. О. Эссен – бывший командир прославленного крейсера «Новик» и броненосца «Севастополь», возвращавшийся из японского плена на родину. Он поделился с «небогатовцами» своим боевым опытом, рассказав, что японцы предпочитают стрелять с дальних дистанций, не жалея при этом снарядов.

В пути экипажи занимались боевой подготовкой. 27 марта состоялись учебные стрельбы по парусиновым щитам с дистанции 50 каб. Несмотря на то, что на каждое орудие главного калибра было отпущено 4 боевых снаряда (годовая норма мирного времени!), а на орудия вспомогательного калибра – по 10 снарядов, щиты остались невредимыми.

Следующие учебные стрельбы состоялись 11 апреля с дистанций 40–60 каб, при этом было достигнуто 3,3% попаданий (броненосец «Апраксин») – весьма неплохой результат. Улучшение меткости стало результатом сверки и настройки дальномеров, которая была произведена во время стоянки в Марбате.

Приближалась встреча с отрядом З. П. Рожественского, она состоялась 26 апреля недалеко от бухты Ван-Фонг и вызвала небывалый подъем духа на кораблях обеих эскадр. Рожественский принял Небогатова на своем флагмане, выслушав его доклад о походе – встреча продолжалась всего полчаса. Никакого обсуждения плана предстоящего прорыва во Владивосток и возможного боя с японцами не велось. Броненосцы Небогатова составили 3-й броненосный отряд 2-й Тихоокеанской эскадры.

Между тем встреча с японцами приближалась. С 12 мая на русских кораблях стали перехватывать японские разговоры по радио. Тогда же от эскадры отделилась основная часть транспортов, которая под охраной вспомогательных крейсеров ушла в Шанхай.

13 мая состоялись единственные совместные маневры двух эскадр, которые были прерваны из-за плохого маневрирования кораблей Небогатова. Впрочем, времени на проведение совместных маневров уже не оставалось – эскадра приближалась ко входу в Корейский пролив, где ее поджидали силы японского соединенного флота под командованием адмирала Того…

Цусима

Цусимское сражение, состоявшееся 14 мая 1905 года, является столь объемной и многогранной темой, что ее вряд ли удастся полностью раскрыть даже в нескольких отдельных статьях. Поэтому мы осветим лишь участие в нем броненосцев береговой обороны и, в частности, «Адмирала Ушакова». Перед боем броненосец нес примерно 370–380 т угля и воды сверх положенного максимального запаса, его водоизмещение составляло примерно 4975 т, а броневой пояс возвышался над водой всего на 9 см, практически оставляя надводный борт без защиты. В начале боя «Ушаков» шел двенадцатым по счету в линии броненосных кораблей, замыкая собой кильватерный строй русской эскадры.

Известно, что единственным сигналом, отданным с российского флагмана, стал сигнал «Бить по головному». Однако расположение броненосцев береговой обороны в конце строя русских кораблей не позволило держать под обстрелом японский флагманский броненосец «Микаса».

Целью кораблей 3-го броненосного отряда стали броненосные крейсера «Касуга» и «Ниссин», замыкавшие строй японского 1-го боевого отряда. Сами же броненосцы береговой обороны (в том числе, «Адмирал Ушаков») практически не подвергались обстрелу, так как основной целью японцев были наиболее сильные русские корабли.

Первый снаряд попал в «Ушакова» только после 16 часов – в момент, когда русские броненосцы вмешались в сражение крейсерских сил, выручив их в самый критический момент боя. Когда «Ушаков» проходил мимо вышедшего из строя «Императора Александра III», снаряд калибром не меньше 203 мм пробил его правый борт в носовой части возле ватерлинии. Взрывом убило четверых человек, еще четверо получили ранения.

Второй снаряд (калибра 152 мм) также попал в район ватерлинии с правого борта. В результате этих попаданий носовое отделение броненосца было затоплено, корабль осел носом и стал плохо слушаться руля. Теперь его максимальная скорость не превышала 10 уз. Позднее еще один снаряд калибра 152 мм попал в броню кормовой башни, однако не причинил вреда.

Противниками броненосцев Небогатова в тот момент были броненосные крейсера адмирала Камимуры и более слабые бронепалубные крейсера адмиралов Дева и Уриу, флагманские корабли которых получили серьезные повреждения от огня русских броненосцев. Всего в дневном бою «Ушаков» выпустил около 200 снарядов главного калибра и около 400 – вспомогательного. Достоверных сведений об эффективности его стрельбы нет – скорее всего, она была невысокой, как и у остальных броненосцев береговой обороны. Тем не менее, «Ушаков» может претендовать на несколько попаданий во вражеские крейсера.

После завершения дневного боя главные силы японцев удалились, предоставив своим миноносцам довершить разгром русской эскадры. С наступлением темноты Небогатов на «Императоре Николае I» возглавил русскую эскадру, поведя ее во Владивосток.

Скорость была увеличена до 12–13 уз, и «Адмирал Ушаков» начал постепенно отставать. К 23 часам ушедшие вперед корабли окончательно скрылись из виду. Приученные к светомаскировке моряки «Ушакова» ночью огней не зажигали. Кроме того, Миклуха категорически запретил стрельбу по японским миноносцам, чтобы не выдать местоположения своего корабля.

Благодаря этим мерам ночь прошла спокойно, и «Ушаков» счастливо избежал потопления торпедой или плавающей миной с японского миноносца. Измученная тяжелым боем команда получила долгожданный отдых. В то же время на военном совете, собранном командиром броненосца, офицеры приняли единодушное решение продолжать следовать во Владивосток, попытавшись днем догнать броненосцы Небогатова, а в случае неудачи прорываться самостоятельно. У русских моряков теплилась надежда, что японцы ушли в свои порты, и нового боя не будет.

Гибель

15 мая в 5 часов утра впереди по курсу были обнаружены далекие дымы. Как оказалось позднее, это были дымы уцелевших кораблей отряда Небогатова. В 8 часов с правого борта показался японский крейсер «Титосэ». Некоторое время он следовал параллельным курсом на расстоянии 35–40 каб, выясняя обстановку. На «Ушакове» пробили боевую тревогу и навели на «Титосэ» орудийные башни. Не желая испытывать судьбу, японский крейсер отвернул в сторону, стал быстро удаляться и вскоре скрылся из виду.

Примерно в 10:30 вдалеке послышались выстрелы, которые быстро стихли – это сдавались в плен остатки русской эскадры. На горизонте то и дело появлялись дымы, и «Адмирал Ушаков» часто менял курс, уклоняясь от них. Некоторое время ему это удавалось, и у экипажа вновь забрезжила надежда избежать обнаружения и гибели. На самом деле еще в 14 часов дым «Ушакова» был замечен с крейсера «Иватэ», о чем он оповестил остальные японские корабли.

Вскоре «Иватэ» получил приказ вместе с крейсером «Якумо» следовать к обнаруженному кораблю и захватить его. Оба японских броненосных крейсера имели подавляющее превосходство над «Адмиралом Ушаковым» (8 орудий калибра 203-мм и 13 орудий калибра 152-мм в бортовом залпе), поэтому исход боя не вызывал никаких сомнений. Правда, у русского броненосца имелся козырь в виде четырех 254-мм орудий, но японские крейсера были отлично забронированы, и единичные попадания снарядов могли перенести без особого ущерба.

Обнаружив врага, «Ушаков» повернул на юг, чтобы японцам пришлось догонять его. К 17 часам расстояние между противниками сократилось до 80 каб. На «Иватэ» был поднят сигнал: «Ваш адмирал сдался, предлагаю Вам сдаться». Между тем, на «Ушакове» было единодушно решено в плен не сдаваться, сражаться до последней возможности, после чего уничтожить броненосец. Поднятый японцами сигнал был разобран не сразу.

После того, как предложение японцев было прочитано наполовину, капитан Миклуха сказал: «Ну, а продолжение и разбирать нечего. Долой сигнал – открыть огонь!»

Свой последний бой «Адмирал Ушаков» вел поврежденным правым бортом. Огонь открыли все орудия – четыре башенных 254-мм и два казематных 120-мм. Расстояние до японцев составляло около 49 каб (менее 9 км). Снаряды «Ушакова» сразу же стали давать недолеты – видимо, сказалась предельная изношенность орудий.

Кроме того, еще во вчерашнем бою было замечено, что дальномер дает очень большую погрешность. 120-мм орудия вели огонь на глаз, на предельном угле возвышения, так как указания от дальномерного поста не достигали батареи. После четырех залпов в носовой башне вышла из строя гидравлическая система наведения, башню пришлось вращать вручную, что еще больше снизило ее скорострельность. Ответный огонь японцев также поначалу был не очень точным.

Лишь через десять минут 203-мм снаряд ударил в правый борт напротив носовой башни. Появился крен на правый борт. Вскоре 152-мм снаряд уничтожил правое носовое 120-мм орудие, а другой такой же снаряд вызвал взрыв трех беседок со 120-мм патронами. На «Ушакове» начался пожар, а крен на правый борт сделал невозможным вращение башен. Убедившись, что единственное оставшееся 120-мм орудие не достает противника, Миклуха приказал команде спасаться. Для ускорения потопления броненосца в трюме были открыты кингстоны. Противник не прекращал огня. Очередной 203-мм снаряд взорвался в кают-компании, кроме того, был разбит дальномерный пост.

«Адмирал Ушаков» быстро уходил под воду с креном на правый борт, на его мостике офицеры прощались друг с другом и со своим кораблем. Капитан Миклуха прыгнул в воду уже раненым, в тот момент, когда корабль переворачивался – в числе спасенных его не оказалось. На потопление «Ушакова» японцы израсходовали восемьдесят девять 203-мм и двести семьдесят девять 152-мм снарядов, добившись 4–5 попаданий. «Ушаков» сделал около 30 выстрелов из 254-мм орудий и до 60 выстрелов из 120-мм орудий. Попаданий он не добился.

Судьбу корабля разделили его командир капитан 1-го ранга В. Н. Миклуха, старший офицер капитан 2-го ранга А. А. Мусатов, старший минер лейтенант Б. К. Жданов, судовой инженер-механик капитан Ф. А. Яковлев, поручик Н. Е. Трубицын, прапорщик Э. Н. Зорин, комиссар П. А. Михеев, три кондуктора, а также 84 унтер-офицера и матроса.

По японским данным, бой произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Координаты гибели русского броненосца – 37°00' с. ш., 33°30' в. д. Уже в советское время имя «Адмирал Ушаков» носил один из крейсеров проекта 68-бис, а после него (в 1992–2002 годах) – один из тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 (бывший «Киров»). С 2004 года по настоящее время имя «Адмирал Ушаков» носит эсминец проекта 956.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: https:// warspot.ru| Просмотров: 573 | Добавил: Pantera| | Теги: ответ, открыть, «Долой, огонь!» | Рейтинг: 5.0/2

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 76
Пользователей: 73
Сейчас комментируют: 3

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
Любовь с первого взгляда (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (3)
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (1)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (4)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (2)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (1)
Кто построил Ольянтайтамбо? (1)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (5)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8074
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3894
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3183
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21257
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15776
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14549
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13163
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11135
Группа: Проверенные



18+