Британцы не могли поверить, что один корабль доставит столько проблем
Современную приключенческую литературу окончательно декорировали, по
сути, французы и англичане, как-то много и традиционно воевавшие с
Испанией. Отсюда некий мировой стереотип, упрямо гласящий, что испанцы
являлись никудышными моряками, падкими на золото и жестокими к пленным.
В то же время они показывали себя негодными бойцами при встрече с
достойным противником. Так гласит всеобщий миф, в подтверждение которому
вспоминают гибель Армады и романы Сабатини. На деле же Испания не зря
считалась грозным противником даже для таких тяжеловесов, как Британия. И
особенно противникам досталось от испанцев в так называемой "войне за
ухо Дженкинса".
В 1720-х годах Испания вдруг осознала, что
изрядно отстала от мировых лидеров в плане организации флота и его
матчасти. Тогда вице-адмирал де Гастаньета промониторил мировой опыт и
остановился на французском варианте. Чтобы максимально овладеть темой,
Хосе Антонио де Гастаньета совершил ряд поездок по верфям Франции,
внимательно изучая и конспектируя чужой опыт. По итогам почти без
изменений была позаимствована система подготовки моряков и проект 74-х
пушечного корабля. Который, правда, изрядно переработали.
В
испанской трактовке от французского прототипа оставили обводы, но общие
размеры увеличили. Убрали 4 пушки (испанцы решили остановиться на 70
орудиях), но нижнюю артиллерийскую палубу подняли, благодаря чему
появилась возможность стрелять главным калибром даже в сильное волнение –
редкая роскошь для линкоров тех лет. Говоря по правде, эти меры в
чем-то были вынужденными, поскольку традиционно на кораблях Испании
размещались экипажи более многочисленные, чем в остальной Европе.
Примерно раза в полтора – исходили из соображения, что есть возможность
оперативно замещать вышедших из строя, да и при абордаже не помешает.
Хотя есть мнение, что происходило это из-за плохой квалификации
испанских экипажей. В любом случае получился типовой проект очень
прочного, маневренного и ходкого корабля. Который, правда, оказался
дороговат. Но этот недостаток, как потом выяснилось, с запасом окупался
во время войны.
В 1740 году в Гаване из прочнейшего красного
дерева именно по этому проекту построили "Глориосо". Корабль, позднее
ставший легендарным и доставивший немало хлопот британцам.
В
той акватории Испании требовался мощный флот – в Америку везли ртуть,
которую использовали в добыче золота, а обратно к Европе следовали
серебряные караваны – основной доход империи. Вот только после сражения в
1744 под Тулоном основная масса испанского флота оказалась
заблокирована в Картахене. Поэтому решили для транспортировки ценных
грузов использовать боевые корабли, базировавшиеся тогда в Гаване.
"Глориосо" совершил несколько удачных рейсов, но его очередной поход из
Кадиса в Веракрус в 1747 году окончился не очень удачно. Корабль вез
ртуть для рудников. Собственно, ртуть он доставил и даже получил грузы
для Испании. Потом зашел в Гавану за пресной водой и продовольствием,
после чего отправился в метрополию.
У Подветренных островов его
обнаружил британский конвой, но капитан испанцев воспользовался
непогодой и сумел сбежать. За Азорскими островами вновь наткнулся на
англичан – фрегат с 40 пушками и старый вспомогательный линейный корабль
с 60 орудиями, отправленный дослуживать на периферию империи. Британцы
сопровождали караван с продовольствием и другими припасами для
нескольких гарнизонов в колониях, поэтому атаковали испанца довольно
нерешительно и неуклюже.
Фрегат вырвался вперед, а его более
крупный напарник поотстал. Чем воспользовались испанцы и крепко
повредили такелаж и рангоут преследователя, получив всего 4 попадания –
помогло то, что в качестве ретирадных у испанцев стояли немаленькие
18-фунтовки. Когда более крупный британец решился на атаку, досталось и
ему. Возможно, нападай англичане сообща, дело бы и заладилось. Но они
так не сделали. И когда 60-пушечник нагнал испанца, на море было
неспокойно. В результате британец не мог стрелять с нижнего дека, а
испанец преспокойно работал самыми нижними 24-фунтовками. Так что
англичане получили изрядную трепку, от которой сами еле оправились и,
напав, унесли ноги.
Уже в августе (первый бой – конец июля) на
испанцев наткнулись сразу три британца – в 50, 24 и 20 пушек. Малые
корабли взяли испанцев в два огня и здорово пощипали – разбили корму,
бушприт. Убитыми на "Глориосо" потеряли 40 человек, ранеными – 50. Даже
при экипаже в 760 человек это было чувствительно. И надо отдать должное
испанскому капитану. Он всех свободных от управления парусами людей
направил помогать пушкарям. И те открыли такой шквал огня, что оба
атаковавших британца потеряли львиную долю рангоута и вынужденно вышли
из боя. А их "большой брат" и вовсе на атаку не решился. Потом, на суде,
капитан этого корабля заявит, что принял 70-пушечный "Глориосо" за
100-пушечный.
Испанцы смогли поставить бушприт, хотя корму
отремонтировать в условиях моря и не получалось. А еще при ремонте
бушприта они выгрузили все серебро, о чем британцы знать не могли. Затем
испанцы отклонились от обычных маршрутов серебряных конвоев, и все
равно у мыса Сент-Винсент наткнулись на четыре британских фрегата.
Которые имели по 30 пушек, но их мощность оставляла желать лучшего.
Только на одном было шесть 12-фунтовок, что и считалось главным калибром
эскадры. Против 18-ти и 24-фунтовых испанских орудий аргумент слабый. И
все же британский приватир решился на атаку, понимая, что цена такому
призу немалая.
Атаковавшие растянулись, и отступавший испанец
лупил поодиночке. Вырвавшемуся вперед британцу он сбил две реи (фок и
грот), да еще и разбил 8 пушек. Отчего тот, понятное дело, прыть убавил и
ушел на базу для починки. Его коллеги, посмотрев на итоги, решили не
ввязываться в драку, предпочитая держаться на расстоянии и поджидать
помощь.
К утру к погоне присоединился 50-пушечник и тяжеловес с
80-ю орудиями. При таком перевесе англичане, ясное дело, проявили
активность. 50-пушечник, недавно почистивший днище, настиг испанцев
быстрее всех. И без промедления начал обстрел. Правда, дуэль продлилась
недолго. По непонятной причине он вдруг взорвался – уцелели 1 офицер и
11 матросов, которые ничего внятного комиссии по расследованию
катастрофы сообщить не смогли. Ну, тут уж, очевидно, англичане упускать
испанца не имели права. И взялись за него очень серьезно.
К
вечеру они настигли жертву и окружили ее. Начался бой, длившийся всю
ночь. К 9 утра на "Глориосо" не было ни одной мачты, вышел весь порох и
ядра. Потери в экипаже – почти 200 человек. Понимая, что сопротивляться
дальше нет ни смысла, ни возможности, военный совет, созванный
капитаном, принял решение сдаться.
Португальцам испанец очень
понравился. И они предложили британцам продать его на месте в том виде, в
каком он был. Но капитан англичан рассчитывал на серьезные призовые
деньги, а потому за свой счет подлатал трофей и отбыл в Англию. Но тут
война кончилась, и капитан-победитель остался с испанским кораблем как с
сувениром, который никому уже не требовался. Но в 1749 году его все же
удалось продать британскому купцу, рассчитывавшему нажиться на красном
дереве, из которого "Глориосо" и был построен. Так что сразу после
завершения сделки героический корабль пошел на слом.
Надо
сказать, что храбрость и решительность испанского капитана и его команды
признавали даже британцы. Иные историки последнее путешествие этого
корабля приводили в качестве эталона "высоты боевого духа и
решительности".
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.