1. Лихие бояреИсторикам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей. Славянские традиции купания в проруби - это часть древних дохристианских воинских обрядов, посвящений, инициаций. Ещё древние скифы окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб. 2. ОбрядыВ русский зимний календарный цикл славянами-язычниками был вписан культ предков - "дзядов", и все обряды были привязаны именно к этому культу. В эти обряды входили многочисленные продуцирующие магические действия: традиционные трапезы, рассыпание зерна, благопожелания первого гостя (полазника), ритуальные пахота и посев, "запугивание" и "бужение" фруктовых деревьев, обряды с домашней птицей и скотом, выпечка ритуального хлеба и пр. К обрядам же, связанным непосредственно с духами предков, относились традиционные трапезы с призыванием и символическим кормлением умерших; рождественские костры, к которым созывали предков "погреться", элементы колядования и ряженья. Именно из последних, кстати, появился и пресловутый "Дед мороз".
Большое значение в зимний период придавалось и еще одной группе обрядов, включавших в себя очистительные действа с водой, объясняющиеся поверьями о нечистоте святочного периода и ритуальных действий этого времени – ряженья, игр и др. Так, в конце святок принято было обливаться водой, обмывать орудия труда на реке и т.д.; все люди, рядившиеся на святки, также традиционно обмывались в проруби, чтобы очиститься от нечистого духа. Большая часть обрядов, связанных с купанием, в языческой традиции предназначалась для отгона и обезвреживания нечистой силы. Зима считалась временем особого разгула многих нечистых духов, и в первую очередь их активность приходилась на святки. 3. Крещение... огнёмСлово «крещение» восходит к древнему слову «крес», означающему «огонь». Кресало – огниво, кремень для высекания огня). Таким образом, «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру жизни», которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло). Просто подумайте над выражениями «боевое крещение», «рабочее крещение», «крещение огнём». Или над более современным выражением «работать с огоньком». До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать на Крещение костры, которые объясняют современным христианским способом: якобы светом "епифанских огней" освещается путь волхвов. 4. Крест-КрыжСлово крещение, конечно, одного извода со словом «крест», что раньше значило несколько (не обязательно две) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. По другому оно звучит как «крыж». Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» - крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» - это «крыжаносец, крыжак»). 5. Крамольный КрестМало кто знает, что есть свидетельства того, что христиане даже презирали крест как языческий символ. Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты. Христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. (датировка ТИ)
А се иная злоба в крестьянех - ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем - а се поганьски творят. Чудовский список «Слова об идолах», XIV век (датировка ТИ)
Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал. - справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, - что нанесение креста на хлеб насчитывало к тому времени по крайней мере тысячелетнюю «поганьскую» традицию». 6. Крещение РусиЕдинственный источник, с которого и начинается традиционная версия Крещения Руси - Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись, частью которой является «Повесть временных лет». Она написана на бумаге польского изготовления пятнадцатого века и содержит 618 рисунков. Сейчас это называют комиксами. Она уникальна и не только потому, что других иллюстрированных летописей этого времени мы не знаем. На рисунках в византийском стиле можно видеть островерхие готические крыши зданий, европейские платья и головные уборы княгинь, западноевропейские воинские доспехи, мечи, щиты, арбалеты, пушки, герольдов в двуцветных костюмах и многое другое, чего никогда не было на Руси. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот...» Далее идет рассказ, о том, как Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии (кстати, в истории Хазарского каганата, и выбора каганом Буланом веры, тоже используют эту сказку о призвании миссионеров «ото всех вер»). Эта каноническая версия как раз и основывается на одном единственном источнике. Источник этот - «Повесть временных лет». И с того самого времени, самой жуткой ересью считается в этом усомниться. 7. Крещение Руси в зарубежных исследованияхВ иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия Владимирова крещения – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие. Ученый проанализировал польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|