Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | ВТОРАЯ ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Понедельник, 19.11.2018, 02:34
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:


Другие новости


Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 102
Пользователей: 97
Сейчас комментируют: 5

Загрузка...

Новости сегодня
Сегодня материалов нет

Календарь

ВСЕ НОВОСТИВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрономия и космос [860]Безумный мир [1620]Взаимоотношения людей [733]Войны и конфликты [1154]
Гипотезы и версии [7428]Дом, сад, кулинария [2256]Животные и растения [1717]Здоровье, психология [2843]
Искусство, литература, поэзия [463]История, археология [2443]Мир вокруг нас [2012]Мировые новости [2802]
Наука и технологии [739]Непознанное [2382]НЛО и уфология [612]Общество [4427]
Прогнозы ученых,исследования [237]Происшествия, чп, аварии [999]Предсказания и астрология [566]Религии, учения [346]
Российские новости [4267]Советы и истории из жизни [580]Стихия, климат, экология [1306]Феномены и аномалии [638]
Фильмы и видео [2424]Частное мнение [4393]Это интересно! [2849]Юмор, афоризмы, притчи [1782]


16:22
На лопату и в печь! Славянский обряд перепекания младенцев


Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше…

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. 

Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются. 

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим. 

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. 

Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении. 

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса. 

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь. Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. 

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка. Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери. 

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы». 

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А что ж? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери. 

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы. Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров. 

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем. А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь. Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»… 

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет. 

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно: 

– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево; 

– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе; 

– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение; 

– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизируемом печью, и возвращение в этот мир….Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек…







Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Это интересно! | Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/na-lopatu-i-v-pech-slavyanskiy-obryad-perepekaniya-mladencev| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news/0-0-0-0-1| Просмотров: 803 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: лопату, младенцев, обряд, печь!, Славянский, перепекания, на | Рейтинг: 4.2/15

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 3
1
1 RUMATA   (07.01.2018 16:40)
кто знает культы своего народа,тот может считаться культурным человеком

-2
2 zmeika   (07.01.2018 20:26)
А по-моему абсурд. Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. Ну конечно, живого в горячей печке зажарили biggrin Вообще-то бани, травы, молоко и мед эффективней работают. Если и был такой обряд, то у язычников, которые ничего общего с русами не имеют.

1
3 Geda   (08.01.2018 12:56)
Ничего абсурдного. Это- чисто русский обычай! Мне о нем, еще бабушка рассказывала.
Читай внимательнее!
Печь была НЕ ГОРЯЧАЯ! По сути, это была для младенца сухая баня, ибо обычная им была противопоказана. А тесто защищало нежную дитячью кожу от слишком теплого воздуха, что позволяло ее не пересушивать. Процедура повышала иммунитет. Организм начинал лучше усваивать и витамин Д, в том числе, а его неусваиваемость, это и есть причина рахита.

А язычниками, русы называли христиан. Ибо, Я ЗЫЧУ- Я ГОВОРЮ!
А говорить о Богах среди которых росли с малолетства, смысла не было. Говорят только о чем-то ПРИНОСНОМ.
Так вот, ЯЗЫЧНИКИ из христианства есть и сегодня. Только сейчас, называют они себя- НЕСУЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ.

Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [860]Безумный мир [1620]Взаимоотношения людей [733]Войны и конфликты [1154]
Гипотезы и версии [7428]Дом, сад, кулинария [2256]Животные и растения [1717]Здоровье, психология [2843]
Искусство, литература, поэзия [463]История, археология [2443]Мир вокруг нас [2012]Мировые новости [2802]
Наука и технологии [739]Непознанное [2382]НЛО и уфология [612]Общество [4427]
Прогнозы ученых,исследования [237]Происшествия, чп, аварии [999]Предсказания и астрология [566]Религии, учения [346]
Российские новости [4267]Советы и истории из жизни [580]Стихия, климат, экология [1306]Феномены и аномалии [638]
Фильмы и видео [2424]Частное мнение [4393]Это интересно! [2849]Юмор, афоризмы, притчи [1782]


ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 102
Пользователей: 97
Сейчас комментируют: 5

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!
Gron(50), Кристалл(27), vik(40), nikita300400(62), arato(45)


Мы комментируем

На форуме

«Я»

(109)

СТИШКИ

(2439)



Интересное сегодня
Материалов за текущий период нет.

Новости готовят...

Новостей: 11370

Новостей: 7915

Новостей: 6782

Новостей: 6754

Новостей: 3807

Новостей: 3224

Новостей: 2877

Новостей: 2500

Новостей: 1173

Новостей: 1129

Активность на форуме

Постов на форуме: 3016
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2230
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2093
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 1819
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 1673
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 1046
Группа: Друзья Нашей Планеты

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 10338
Группа: Друзья Нашей Планеты
Geda
Комментариев: 9518
Группа: Проверенные
надёжа
Комментариев: 6826
Группа: Проверенные
Микулишна
Комментариев: 6066
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 5324
Группа: Проверенные
omygod
Комментариев: 4631
Группа: Проверенные

Загрузка...


18+