Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | ВТОРАЯ ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Вторник, 28.09.2021, 14:17
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа
Логин:
Пароль:

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 74
Пользователей: 63
Сейчас комментируют: 11


Новости сегодня
Андрей Нальгин. Может, не трубы, а систему менять надо? (0)
Владимир Путин завершил карьеру хоккеиста (0)
Яков Кедми: Россия своим существованием мешает США (0)
Народные приметы на 28 сентября – Никита гусятник (осенний, репорез, гусепролет) (0)
охота.. на охотников. (0)
На Туринской плащанице - точно Иисус . (2)
Российские РЛС системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж» пройдут модернизацию (0)
Подготовка к масштабному конфликту между США и Китаем в рамках AUKUS. Авиабаза Тиндал в фокусе (1)
Европа и Россия: подглядывание за подглядывающими (0)
Алексей Рощин. Еще одно обнуление или власть старперов (5)
Неизвестная Россия. Это сделал каждый из нас! (0)
Северная Корея пустила в сторону Японского моря неопознанный снаряд (0)
ИИ угрожает человечеству? (1)
Иоганн Гёте говорил: «Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». (0)
Эгрегор. О полевом влиянии на поведение людей (1)
Почему важно развивать интуицию (0)
Здесь и сейчас (0)
Сергей Федорович Бондарчук (0)
о присвоении Суворову чина генералиссимуса (0)
Третий глаз древних Египтян и Бинди Индусов (1)
подсознание (0)
Внутренний покой (0)
Тревога внешнего наблюдателя за Россией. Михаил Хазин (0)
Посольство РФ потребовало убрать с улиц Испании баннеры о русских девушках (0)
Александр Росляков. Новое самодержавие – или Шойгу как новый Димон Путина (9)

Новости готовят...

Новостей: 9659

В архиве: 11392

Новостей: 5866

В архиве: 11931

Новостей: 2591

В архиве: 155

Новостей: 890

В архиве: 6970

Новостей: 879

В архиве: 1480

Новостей: 789

В архиве: 3939

Новостей: 571

В архиве: 17

Новостей: 383

В архиве: 338

Новостей: 330

В архиве: 438

Новостей: 303

В архиве: 4005

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [400]Астрономия и космос [823]Бывает же такое! [932]
Гипотезы, версии, прогнозы [2972]Дом, сад, кулинария [479]Животные и растения [245]
Здоровье, человек [814]Искусство, поэзия [243]История, археология, судьбы [2086]
Мир вокруг нас [744]Наука и технологии [651]Непознанное [1308]
НЛО, уфология [133]Новости, общество, в мире [7451]Психология и отношения [265]
Религии, учения [44]Советы и истории из жизни [440]Стихия, климат, экология [436]
Фильмы и видео [368]Частное мнение [1520]Это интересно! [909]
Юмор, афоризмы, притчи [557]


20:48
Что немецким школьникам рассказывают о 22 июня 1941 года?


Ровно 80 лет назад нацистская Германия напала на СССР. Что написано о 22 июня 1941 года в современных немецких учебниках?


Те, кто учил историю по советским или российским учебникам, точно знают, когда и с чего началась Великая Отечественная война. А что знают о 22 июня 1941 года немецкие школьники?

В школьной библиотеке гимназии Hölty-Gymnasium в Нижней Саксонии исторической литературы много. Только научно-популярных книг - 1730. Примерно девять процентов из них рассказывают о Второй мировой войне. По просьбе DW руководитель гимназии Ирина Неме (Irina Nehme) показала, по каким учебникам истории учатся немецкие школьники.

Главный вопрос, который меня интересовал, - есть ли в них эта дата, 22 июня. Открываю оглавление учебника Anno 4, который издательство Westermann подготовило для гимназий в Нижней Саксонии, и на 98-й странице вижу главу "Вторая мировая война и ее последствия".

В разделе "Нападение на Европу" - параграф на двух страницах под названием "Восточная кампания". И в этом параграфе - та самая дата: "22 июня 1941 года вермахт напал на Советский Союз". Авторы учебника пишут, что "Гитлер считал необходимым и возможным победоносно реализовать план "Барбаросса" за несколько недель...

Как преподают историю в немецких школах?

Пролистывая другие книги по истории, встречаю более краткое или более подробное описание. За разъяснениями я обратилась к немецким учителям истории, представляющим разные поколения, разные федеральные земли и занимающим разные должности. И начала с вопроса: "Знают ли эту дату, 22 июня 1941 года, немецкие школьники?"

"Немецкие учебники составлены не по датам. Восточная кампания однозначно обозначается как нападение - так сразу дается четкая оценка. Это было нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, и оно было спланированным. Упоминается и пакт Гитлера - Сталина (это понятие привыкли использовать немецкие историки, имеется в виду Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный Молотовым и Риббентропом в 1939 году - Прим.ред). Рассказывают и о плане "Барбаросса", но вот сами даты большой роли не играют. Самый важный момент - в том, что напала именно Германия", - говорит в интервью DW Петер Йоханнес Дросте (Peter Johannes Droste), глава немецкого Союза учителей истории.

Ни в одном? А сколько же вообще учебников истории в Германии? За образование в ФРГ отвечают федеральные земли. "16 земель, и у всех - свои учебные планы, но есть только три-четыре крупных издательства учебной литературы для школ. Они адаптируют манускрипты уже под каждую землю. Поэтому на самом деле все не так хаотично, как может показаться на первый взгляд", - успокаивает Дросте, который преподает историю уже два десятилетия и сам является автором нескольких учебников.

Нужно ли в Германии заучивать даты?
"16 земель, но не у каждой, конечно, есть свой учебник. В Баварии - свой, в Нижней Саксонии - тоже, - подтверждает и глава Немецкого союза учителей Хайнц-Петер Майдингер (Heinz-Peter Meidinger). - В некоторых землях историю начинают преподавать с 5-го класса, в других - с 7-го. Концепция учебного плана основана не на хронологическом отображении событий, а на тематическом подходе. Учитель может выбирать из нескольких тем - например, о какой революции он будет говорить с учениками: русской или французской? Поэтому знания у немецких школьников очень разные, даже от школы к школе они могут сильно отличаться".

Итак, единого учебника истории в Германии нет и быть не может. По словам Майдингера, "обычно Вторая мировая война рассматривается в 9-м классе, но иногда - в 8-м или 10-м. В определенных образовательных учреждениях, например гимназиях, эта тема может еще раз коротко всплыть уже на старшей ступени обучения". То есть и здесь нет единого подхода.

На мой вопрос о 22 июня 1941 года глава союза учителей ответил так: "Нападение на Советский Союз? Конечно. Пакт Гитлера - Сталина (или Молотова - Риббентропа) тоже есть, но это - лишь один небольшой аспект. Больше внимания уделяется капитуляции, освобождению, окончанию войны. Все, что было в годы войны, проходят мимоходом. Большая часть знаний, которые есть у молодежи, например, о Сталинграде, почерпнута ими не из уроков истории, а из телевизионных передач, фильмов и интернета. На уроках в эту тему не углубляются. Как Первая, так и Вторая мировые войны в немецких учебных планах рассматриваются крайне бегло. Если посмотреть внимательно учебный план, то в первую очередь речь идет о нападении вермахта на Польшу, истории движения Сопротивления, поворотных моментах в ходе войны, военных преступлениях, но непосредственно хронологии уделяется не так много внимания. Подробно изучаются Холокост, послевоенные годы, но о ходе войны дети знают очень мало. Бывает, что во время отпуска, например, в Скандинавии они сильно удивляются тому, что там свирепствовали немцы".

Если ориентироваться на число страниц и количество учебных часов, изучению хода войны действительно уделено не так много внимания, подтверждает и Ангела Зенст (Angela Senst), преподаватель со стажем в гимназии Hölty-Gymnasium в Нижней Саксонии. "Спаренный урок, не больше, - говорит учительница. - Однако большое внимание уделяется как раз тому, что это была война на уничтожение, направленная на истребление населения Советского Союза. Говорится и о том, что вермахт получил мандат на совершение преступлений - стереть с лица земли деревни и села".

Сам текст в школьном учебнике довольно сухо описывает ход Второй мировой, рассказывает преподавательница, но источники, указанные в тексте, отсылают уже к документам, которые наглядно показывают, что происходило, как нарушалось военное право, как солдаты вермахта совершали преступления. Немецкие школьники могут ознакомиться и с рассказами очевидцев из Советского Союза. Сухой текст довольно часто сопровождают яркие иллюстрации. Как, например, вот эта карикатура, на которой изображена свадьба Гитлера и Сталина в учебнике издательства Klett. Она была впервые опубликована в черно-белом варианте в октябре 1939 года в американской газете Washington Star. Ее автор - художник Клиффорд Берримен. "Интересно, сколько продлится медовый месяц?" - гласит подпись к рисунку.

Чего опасаются немецкие учителя истории?
Еще один вопрос, который меня интересовал, упоминается ли на уроках истории, например, битва под Сталинградом? В одном из учебников я нашла короткую запись: "После Сталинграда в войне наступил перелом". А что говорят учителя?

"Военная история у многих коллег сегодня не пользуется популярностью. Когда я сказал своим коллегам из Польши, что у нас есть учителя истории, которые сами не знают о Грюнвальдской битве (Битве при Танненберге 1410 года), то это их сильно потрясло. У них каждый школьник знает об этом. Думаю, конечно, Сталинград упоминается на уроках чаще, но наверняка в Германии есть школы, где на уроках истории эта битва вообще не изучается", - говорит Дросте.

"Наша цель - не в запоминании дат, фактов, событий, - говорит Ангела Зенст, - важны конкретные примеры и выявление взаимосвязей, чтобы понять, почему произошло то или иное событие и какие это имело последствия". При этом речь не идет о том, что 22 июня не важно как дата, просто в немецких школах - другой фокус. "Как страна, совершившая это преступление, мы стараемся понять, как такое стало возможным", - говорит историк.

В свою очередь историк Майдингер считает, что факты все-таки важно знать. "Мы в последние десятилетия больше феномены рассматривали, но не хронологию, - отмечает историк. - Для учеников с хорошей успеваемостью такой метод подходит, они сами могут отнести все к нужной эпохе. Те, кто учатся время от времени и не особенно прилежно, начинают путаться. Есть пугающие примеры. Иногда школьники относят Хоннекера (Honecker) к Гитлеру, а существование ГДР - к довоенному периоду! Кроме того, нам нужны уроки истории, посвященные истории других культур и стран. Странно ехать в Санкт-Петербург и не знать, что связывает Россию и Германию. Слава богу, гораздо больше, чем Вторая мировая война! Важно обладать историческими знаниями, которые шире истории своего народа".

Даты - не главное? Так было не всегда. Вернер Вeльхаузен (Werner Wellhausen) преподавал историю 35 лет. Он ушел на пенсию в 2005 году. Если сравнивать по темам, то за последние годы мало что изменилось. Однако ранее больше значения уделялось как раз событиям и хронологии. И даты его ученики должны были запоминать. И про Сталинградскую битву учили.

Отход от хронологического повествования сегодня далеко не всегда идет на пользу школьникам. Как отмечает Хайнц-Петер Майдингер, "в XIX веке в гимназиях воспроизводили ход боев, выстраивали фигурки. Это было время одних крайностей. Теперь - другая крайность". Он считает, что Вторая мировая требует детального изучения, потому что только тогда можно представить себе весь ужас войны. Сам историк знает о войне не только из учебников. Его отец семь лет был в советском плену, куда попал под Сталинградом. Он избегал разговоров с сыном о тех страшных годах и лишь когда тот отказался идти на военную службу, поддержал его решение. "Отец вернулся из Сталинграда и передал мне понимание того, насколько бессмысленна война", - признается историк с 20-летним стажем преподавания.

История, которая не знает героев

Вторая мировая война на страницах российских и немецких учебников, по признанию Майдингера, который знаком с российской литературой, - сильно отличаются. "В России много историй о подвигах, героях войны. Этот пласт, конечно, в Германии полностью выпадает. О ходе войны в Германии рассказывают один, в лучшем случае два, учебных часа. В России это, наверное, два месяца. В немецких учебниках истории не разбирают ход сражений и распределение военных сил. Скажем, тот факт, что Италия была на стороне Германии, многим немецким школьникам вообще не знаком", - говорит преподаватель.

Его коллега Дросте соглашается: "У нас почти нет историй о подвигах. Что немного изменилось, так это восприятие покушения на Гитлера. Теперь Штауффенберга (Stauffenberg) и его офицеров-единомышленников считают героями". Больше стали рассказывать и о "Белой розе", брата и сестру Шолль (Scholl) тоже относят к героям.

"Подвиги, герои? - переспрашивает глава Союза учителей истории. - Это очень сложный вопрос. В Германии - неприятие героизации". Хайнц-Петер Майдингер понимает стремление сохранить память о подвигах людей, которые защищали свою родину, как это делается в российских учебниках, но в целом ему кажется довольно опасным, когда на войну смотрят сквозь призму героических поступков. Войной начинают восхищаться, складывается впечатление, что проблемы можно решать таким способом. Раз был такой успех в прошлом, можно повторить?

Красная армия в немецких учебниках
Освобождение или поражение? Так называется параграф об окончании Второй мировой в одном из учебников. Преподаватель истории Ангела Зенст, как и ее коллеги, сначала обсуждает с учениками значение этих слов. Первым, кто официально назвал 9 мая днем освобождения, стал бывший федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsäcker). С тех пор немецкие учебники истории содержат оба понятия.

Все учителя-историки в интервью DW подчеркнули, что Красная армия в немецких учебниках истории, как и другие страны-победители, - освободительница. И Майдингер, и Дросте подчеркивают, что нет деления на "хороших" и "плохих" освободителей. О преступлениях солдат Красной армии на территории Германии если и упоминается, то в контексте возмездия, которое настигло Германию за те бесчинства, которые творились на территории Советского Союза.

Главный урок истории: чтобы не было войны
Петер Йоханнес Дросте подчеркивает - самый важный урок, который должны вынести ученики: главное, чтобы больше никогда не было войны. По мнению учителя, важно, чтобы школьники понимали: Гитлер уже в 1937 году намеревался напасть на СССР. И именно он был агрессором. Конечно, немецкие учебники не щадят ни Сталина, ни Гитлера. Как отмечает Дросте, "на подписании пакта встретились два достойных друг друга персонажа". "Однако Гитлер - больший злодей в наших книгах", - подчеркивает преподаватель гимназии.

На самом деле "не совсем правильно говорить, что на войну выделяется только два урока, даже если по часам это и так, - подводит итог Ангела Зенст. - Все, что связано с ней: и гонения, и преследования, и уничтожение, и другие аспекты, - рассматривается на протяжении года". Ее ученики проходят этот период в 10-м классе, но интерес к теме национал-социализма проявляют уже пятиклассники.

Немецкий учитель Вернер Вeльхаузен родился в 1941 году. 80-летие годовщины нападения нацистской Германии на СССР совпало с его личным 80-летием. Немецкий учитель истории в интервью DW сказал: "Авторы составляют учебники, опираясь на национальные взгляды и представления. Думаю, это и в России, и в Германии одинаково. Однако я уверен, что немецкие учебники пытаются при этом сохранить объективность".

Речь президента Германии к 22 июня. Как это было
Свою речь по поводу 80-й годовщины нападения нацистской Германии на СССР президент ФРГ посвятил судьбе советских военнопленных. Где проходила церемония и кто в ней участвовал - в репортаже DW.

Чего не хватает немецким школам?
Представьте себе, в Германии своя библиотека есть далеко не в каждой школе. А если и есть, то иногда это просто ящик или шкаф, который комплектует сам учитель.

Президент России опубликовал большую статью, посвященную причинам Второй мировой войны и ее урокам на будущее. Что извлек для себя из этой статьи писатель Виктор Ерофеев?

Меркель назвала нападение нацистской Германии на СССР "поводом для стыда"
В преддверии 80-летия вторжения вермахта в СССР канцлер ФРГ заявила о непреходящей ответственности за преступления нацистской Германии и отметила роль Горбачева в воссоединении страны и развитии связей с Москвой.






Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Бывает же такое! | Источник: https://www.dw.com/ru/chto-stoit-v-nemeckih-uchebnikah-istorii-o-vtoroj-mirovoj-vojne/a-57979309?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com| Просмотров: 400 | Добавил: oon| | Теги: июня, что, 22, 1941, года?, рассказывают, школьникам, Немецким | Рейтинг: 4.5/8

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3179]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4270]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7058]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5696]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 74
Пользователей: 63
Сейчас комментируют: 11

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

COVID-19

(19)


Интересное сегодня
Александр Росляков. Новое самодержавие – или Шойгу как новый Димон Путина (9)
Посольство РФ потребовало убрать с улиц Испании баннеры о русских девушках (0)
Здесь и сейчас (0)
Эгрегор. О полевом влиянии на поведение людей (1)
ИИ угрожает человечеству? (1)
Алексей Рощин. Еще одно обнуление или власть старперов (5)
Тревога внешнего наблюдателя за Россией. Михаил Хазин (0)
Неизвестная Россия. Это сделал каждый из нас! (0)
Третий глаз древних Египтян и Бинди Индусов (1)
Почему важно развивать интуицию (0)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 5364
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3814
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2875
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2822
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2510
Группа: Друзья Нашей Планеты

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 17093
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
Geda
Комментариев: 10234
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 9894
Группа: Проверенные
надёжа
Комментариев: 9621
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 7323
Группа: Проверенные



18+