Что такое язык жизненных обстоятельств. Курочка Ряба, золотое яичко, Греф и математика.
«Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди, все же, живут в разных мирах» (Артур Шопенгауэр)
Несмотря на то, что название материала может показаться кому-то смешным или нелепым, тема сегодняшнего материала является крайне важной и серьёзной.
Многие слышали из разных источников, что ничто не является случайным, и что есть язык жизненных обстоятельств, которым окружающий нас мир (кто-то скажет – Бог) общается с нами.
Однако даже для многих согласных с этим утверждением оно остаётся пустым теоретическим постулатом, не имеющим реального применения в жизни.
Ещё больше людей, которые относятся к этому утверждению как и к другим мудростям – у таких людей для всего этого существует дальняя полка, где и хранятся все эти «мудрости» в умных книгах разных авторов, чтобы служить подтверждением для самого хозяина дома и его гостей, что хозяин дома – просвещённый человек. В жизни однако такие люди совершенно не используют указанные мудрости, да и вообще считают, что это всё не о современной жизни, а о какой-то «той», прошлой, и к сегодняшним дням прямого отношения не имеет.
Большинство же вообще не заморачивается подобными размышлениями и считает любые разговоры на подобные темы глупостью.
На самом деле язык жизненных обстоятельств – это действительно реальность, которая имеет место быть. И то, что кто-то не способен читать на этом языке, совершенно не отменяет его реальности. Это примерно то же самое, как если бы какой-нибудь немецкий крестьянин взял в руки китайские иероглифы – он бы ни за что не подумал, что это надпись, имеющая смысл на определённом языке. Для него это просто были бы непонятные картинки. Однако, представление такого крестьянина ничуть не противоречит тому, что китайский язык именно такой, и что на нём можно общаться и писать тексты, имеющие глубокий смысл.
Окружающий мир говорит с нами языком жизненных обстоятельств постоянно, каждое мгновение. Явные и важные знаки мы получаем каждый день многократно. И то, что мы не замечаем их, говорит лишь о нашем нежелании и неумении замечать эти знаки. Это может касаться даже явных знаков. Обычному человеку не приходит в голову, что это послания, это язык, это смыслы. Для него это лишь ничего не значащие обстоятельства повседневной жизни.
Обычный человек, не читающий книг, даже не подозревает, что человечеству известно множество видов мышления, которые отличаются друг от друга. Ему кажется, что мышление – это то, чем он занят, и никакого другого мышления не существует. И он не видит различий в мышлении разных людей. Просто на его взгляд, одни люди думают какие-то другие мысли, чем он, но само мышление у разных людей одинаковое. Это больше заблуждение. Разные люди не просто имеют разные мысли – разные люди думают по-разному. И человечеству действительно известно много разных видов мышления.
Например, выборочное оценочное восприятие, о котором я говорил уже неоднократно, может быть представлено целым рядом различных видов мышления, одно из которых называется, к примеру, ассоциативным. Можно также выделить как общеизвестный тип мышления – логическое мышление. Анализ – это тоже форма мышления, и он уже, как знает читатель моего блога, имеет отношение к исследовательскому мировоззрению. Знаковое мышление (чтение знаков) уже имеет отношение к области прямого знания. Именно поэтому большинству людей знаковое мышление недоступно и кажется чушью – не потому, что это недоступно для них в принципе, а потому, что они не допускают возможности существования прямого непосредственного знания без каких бы то ни было слов, и таким образом сами закрывают для себя подобное знание. Для них знание – это только то, что можно вывести логически или путём каких-то умозаключений. При этом такие люди, не имея математического образования, даже не умеют правильно пользоваться логикой, что приводит к различным недоразумениям, о которых я рассказывал в давней статье «О некоторых формах псевдонаучного манипулирования сознанием необразованного человека».
Сегодня я хочу привести пример того, как посредством языка событий (знаков) окружающий мир делает нам важные подсказки.
В прошедшие выходные автор блога проводил вебинар по работе с информацией, и в конце второго дня участникам вебинара были предложены задания для самостоятельной домашней работы.
Одним из таких заданий был вопрос к русской народной сказке про «Курочку Рябу». Вопрос задавала знатокам девочка на одной из передач «Что? Где? Когда?» При этом сам вопрос не прозвучал на видео, и знатоки как раз должны были догадаться, что это за вопрос.
С точки зрения ребенка, кстати, вопрос лежит на поверхности.
Напомню прежде всего текст сказки:
СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ
Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».
Так вот, ребёнок задаёт совершенно логичный вопрос, который, что называется, лежит на поверхности: «О чём плакали дед и баба, если мышка разбила яйцо, то есть сделала то, что они сами пытались сделать? Радоваться же надо!»
Участникам вебинара предлагалось ответить на этот вопрос в домашнем задании. При этом меня интересовал не только полученный ответ (и даже не столько полученный ответ), сколько сам ход решения данной задачи – ход мышления участников вебинара.
Естественно, намёк был на то, что надо использовать материал вебинара (технологию анализа) для ответа на вопрос.
Когда я включал это задание в список домашних заданий, я посмотрел в интернете разные материалы на данную тему, и у меня сложилось чёткое ощущение, что все известные ответы на этот вопрос – это не то, что есть на самом деле. Но свой собственный анализ я не проводил, поэтому что времени на это не было.
Сегодня же я понял, что знаю ответ без всякого анализа – я его просто знаю. У меня просто «сложилась» в голове ясная и цельная картина, которую можно описать словами, но сложилась она сразу как целостный образ. И словно для того, чтобы я даже не сомневался, что это именно так – я получил чёткое подтверждение этой картинки от одного из участников вебинара, который прислал мне сказку про Грефа.
Сначала напомню предысторию про Грефа. Недавно Греф выступил с очередным «перлом» о том, что считает физико-математические школы пережитком прошлого, и что в них нет никакой пользы. Ну мы знаем отношение Грефа к лучшему в мире советскому образованию. Как истинный либерал, он считает, что в СССР не было ничего хорошего, и также как истинный либерал, он либо совершенно не знает истории, либо нагло врёт (и то, и другое присуще либералам), потому что один из президентов США Джон Кеннеди прямо заявил с публичной трибуны, что СССР выиграл космическую гонку у США за школьной партой.
Русский народ отреагировал на высказывание Грефа как всегда – с умом и юмором. В частности, на сайте анекдотов (а я часто изучаю новости именно по сайту анекдотов, что само по себе тема отдельного разговора) появился следующий ответ: «Московская математическая школа № 57 заявила, что является категорическим противником Германа Грефа, и совершенно в нём не нуждается».
Не знаю, действительно ли московская математическая школа №57 это заявила, или это просто такая шутка, но в этом ответе есть глубокий смысл.
А сегодня, как я сказал, мне прислали сказку. Шикарную сказку на ту же тему – про Грефа и математику.
Не откажу читателю в удовольствии привести её текст целиком. Кто автор сего перла – не знаю. Надеюсь, он не обидится на меня за то, что я его не указал.
Сказка про Грефа на воздушном шаре.
Сказка ложь, да в ней намёк... Все фамилии и персонажи вымышленные. Ситуационное совпадение является случайным.
Греф летит на воздушном шаре, сбился с курса, и решил срочно опуститься вниз - спросить дорогу. Увидев внизу человека, он крикнул:
– Извините, где я нахожусь?
– Вы находитесь на воздушном шаре, в 15метрах над землей, ответил прохожий.
– Не могли бы вы быть поточнее, – злится Греф.
– ОК. Ваши координаты – 5°28'17" N и 100°40'19" E, – слышит ответ с земли.
– Похоже, вы математик, – вздохнул Греф.
– Да, я математик, – согласился прохожий. – Как вы догадались?
– Ваш ответ, по-видимому, точный и полный, но для меня совершенно бесполезный. Я по-прежнему не знаю, где я нахожусь, и что мне делать. Вы мне нисколько не помогли, только напрасно отняли время.
– А вы, похоже, из управленцев, – заметил математик.
– Я действительно топ-менеджер очень серьезной компании, – горделиво сказал Греф. – Сбербанка. Но как вы догадались? Наверное, видели меня по телевизору?
– Зачем? – удивился математик. – Судите сами: вы не понимаете ни где вы находитесь, ни что вам следует делать, в этом вы полагаетесь на нижестоящих. Спрашивая совета у эксперта, вы ни на секунду не задумываетесь, способны ли вы понять его ответ, и когда оказывается, что это не так, вы возмущаетесь вместо того, чтобы переспросить. Вы находитесь ровно в том же положении, что и до моего ответа, но теперь почему-то обвиняете в этом меня. Наконец, вы находитесь выше других только благодаря дутому пузырю, и если с ним что-то случится – падение станет для вас фатальным...
В своё время был анекдот про Шерлока Холмса (в большом количестве вариаций, в которых фигурировали системный программист, аудитор и другие персонажи). И данная сказка конечно же, является очередной вариацией на эту тему, но надо признать, что вариацией очень хорошей.
Осталось рассказать, какое отношение эта сказка, присланная мне, имеет отношение к сказке про Курочку Рябу.
Дело в том, что сказка про Курочку Рябу – это сказка про плохих управленцев. Курочка – это Бог или судьба. И дала она деду и бабе золотое яичко – некоторое богатство. Дед и баба понятия не имели, что с ним делать. И стали пытаться его разбить, то есть просто «проесть» (освоить бюджет, как говорят сегодня). Внезапно появилась мышка, которая разбила яйцо вместо них. То есть освоила их бюджет самостоятельно, без их участия. Именно об этом и плакали дед и баба – «Бог дал, Бог взял». С неба свалилось богатство, а потом утекло сквозь пальцы – ну не обидно ли? Конечно, есть повод поплакать незадачливым управленцам. На что Курочка Ряба им говорит, что плакать не надо, так как она снесёт им простое яйцо, а не золотое. То есть если они не способны управлять, то пусть живут простой жизнью, в этом нет ничего плохого, и если будут работать, то на хлеб заработают.
Образ мышки я комментировать не буду – знающие поймут, а для незнающих хороший стимул к изучению знаний об управлении.
Заметьте, что после того, как мне пришёл ответ в виде «прямого знания» о чём эта сказка, я получил подтверждение от человека, который понятия не имел, что он мне прислал (в контексте событий именно моего дня). Но присланный им знак был и в той же форме (сказка) и на ту же тему. То есть знак очевидный. Который не заметить ну просто «невозможно» (если, конечно, смотреть).
С точки зрения «учебного пособия» пример совершенно наглядный, на мой взгляд.
Будьте внимательными к жизни, она постоянно подсказывает вам, на что следует обратить внимание. Начните сотрудничать с жизнью, и она подарит вам множество ценных знаний о себе и о вас.
Она всегда готова к общению. Это мы часто игнорируем её, совершенно непонятно, за что, поворачиваясь к ней «задом» там, где следует смотреть самым внимательным образом.
Заканчивая разговор, отмечу, что есть несколько статей, которые следует написать в ближайшее время, но время для этого будет только ближе к концу недели. Сегодня на этом всё.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.