тема использования неформальных отношений и связей для обустройства собственного материального (блата) в кинематографе
На последних подступах к обещанной материально-технической базе
коммунизма советскому народу поднадоело постоянно преодолевать и брать
вершины. Народ устал от традиционной мысли "пусть нам тяжело, но хоть
дети (внуки) заживут хорошо". Всё это отразилось в
кинематографе, хотя нельзя не признать, что советское кино до последнего
обличало в комедии стремление к личному материальному благополучию и
так называемый "блат" как способ его достижения.
Примечание.
Под словом" блат" и всеми его производными (блатной, приблатнённый, по
блату) в СССР подразумевалось два явления: использование неформальных
связей и собственного служебного положения в личных целях; относящийся к
профессиональной преступности. В обоих значениях слово заимствовано из
идиш (בלאַט — листок бумаги, записка; нем. das Blatt). В начале ХХ века
в российской преступности еврейская этническая составляющая занимала
немалое место. И в среде революционеров хватало эмансипированной
еврейской молодёжи. После революции 1917 года и Гражданской войны
выражение "получить по блату" (по записке от одного властного или
влиятельного лица другому) вошло в обиход. Потом деньги вернулись, но
система записок и телефонных звонков (т. е., блат) осталась.
Несмотря
на появление новых оптимистично энергичных положительных героев,
молодых и самоуверенных, ведущих бескомпромиссную борьбу с
использованием блата, симпатии публики и кинематографистов всё больше
склонялись не к ним. Развитие этой темы можно проследить на материале
известных советских фильмов.
Общество хотело коммунизм и
обеспеченную жизнь одновременно, не понимая, что классики
марксизма-ленинизма такого сочетания не планировали. В 1960-е
объявленное форсированное строительство коммунизма было ещё свежо и
привлекательно. Главный герой фильма "Лёгкая жизнь" (1964) в
блистательном исполнении Юрия Яковлева, несмотря на дивиденды,
получаемые от союза с неутомимой спекулянткой "королевой Марго" в не
менее блистательном исполнении Фаины Раневской, стыдится своей должности
заведующего химчисткой и завидует институтскому приятелю, уехавшему с
нуля строить комбинат и город Дальногорск. В конце фильма его мечта (а
больше мечта его сестры) сбывается и товарищ Бочкин (Яковлев) уезжает из
Москвы вместе с однокашником в Дальногорск под его начало. Пожить в
палатке вместо квартиры не удастся, опоздал. Но романтики хлебнуть
хватит. Все довольны, кроме несостоявшейся невесты Бочкина, которая тоже
возвращается в Дальногорск.
В 1970-е тема стала популярнее. В
1976 году был снят шедевр по сценарию писателя-сатирика Григория Горина,
фильм "Ты — мне, я — тебе" режиссёра Александра Серого, за 5 лет до
этого преподнесшего публике "Джентльменов удачи". В центре сюжета
вальяжный, всеми уважаемый, знающий как подготовить футбольную команду и
управлять Великобританией... банщик из очень престижного московского
заведения Иван Сергеевич Кашкин в великолепном исполнении Леонида
Куравлёва. Он водит дружбу со многими сильными мира сего, на фото с ним
сам Сикейрос.
С первых кадров Иван Сергеевич поражал советского
зрителя респектабельностью и обеспеченностью, хотя, по нынешним меркам
он лишь уверенный представитель среднего класса. Интересен момент
исправления героя. Попробовав себя вместо заболевшего брата-близнеца в
роли инспектора рыбоохраны и наделав ошибок из-за своей энергичности и
привычки решать проблемы в стиле ты — мне, я — тебе, Иван Кашкин в
Москве сталкивается с упущенным по его вине браконьером Пантюховым,
задерживает его и везёт для сдачи в правоохранительные органы. Между
ними в автомашине Ивана звучит интересный диалог: — Отпустил бы ты меня. Знаешь, сколько дадут? Это же до 3-х лет. — Значительно больше. У меня судья знакомый парится.
Может
быть Иван Сергеевич Кашкин в экологическом порыве и вернётся на малую
родину, но решать вопросы и устранять проблемы он будет привычным
способом: подтягивая свои связи. Переделывать себя поздно, да и не
нужно.
В 1980-х тема использования неформальных отношений и
связей для обустройства собственного материального благополучия (блата) в
кинематографе одна из самых популярных. Самая разрекламированная
кинокартина Леонида Гайдая — "Спортлото 82". Там есть одна из
центральных колоритных фигур в исполнении Михаила Пуговкина — Сан Саныч
Мурашко, бывалый человек, который характеристику себе даёт сам словами
песни: От века я не отстаю,
Всё время что-то достаю
В
1984 году вышло сразу два фильма, весьма полюбившихся зрителям:
"Блондинка за углом" и "Прохиндиада, или Бег на месте". В первом не
герой, а героиня — продавщица столичного гастронома по имени Надежда(?!)
в исполнении Татьяны Догилевой объясняет разочаровавшемуся бывшему
астрофизику Николаю Гавриловичу (Андрей Миронов) как стать счастливым.
Для достижения спокойного обеспеченного счастья у продавца Надежды есть
масса полезных связей и знакомств. Правда, последние кадры доказывают,
что семейным счастьем она дорожит больше, чем блеском столичной жизни.
Про
главного героя "Прохиндиады, или Бег на месте" Сан Саныча Любомудрова в
исполнении Александра Калягина коротко и ясно говорят другие персонажи:
"у него талант дружить". Этот свой талант, да ещё пару анекдотов
направляет Сан Саныч Любомудров не только на увеличение своего комфорта,
но и, например, чтобы помочь новому руководителю увеличить штат
сотрудников. В чём-то с ним схож герой фильма "Искренне ваш" (1985)
Павел Добрынин (сыграл Виталий Соломин), астроном, так добросовестно
взявшийся достать новый объектив для телескопа, что превратился в
незаменимого человека для друзей и знакомых, и для начальства на работе.
Для приобретения полезных и нужных связей Павел изобрёл оригинальный
способ — бросаться под автомашину очередного фигуранта.
В 1986
году на волне Перестройки сняли новогоднюю кинокомедию "Нужные люди",
чтобы едко высмеять персонажей, живущих по правилу ты — мне, я — тебе и у
которых кругом всё схвачено. Но получилось беспомощно и натянуто. Хотя
авторы сценария именитые: Леон Измайлов и Анатолий Трушкин. На борьбу с
дельцами "потребительского рая" в лице директора ресторана Игоря в
исполнении Александра Панкратова-Чёрного вышел неопределённой профессии
строитель и в свободное время танцор Алёша (именно так, не Алексей) в
исполнении Алексея Весёлкина (звездой кино не стал, но много вёл по
центральному телевидению) . Борьба развернулась не столько за идею,
сколько за невесту Игоря, в строящейся квартире которой Алёша с
напарником производили отделку. Влюбившись, строитель-танцор Алёша
бросается доказывать невесте директора ресторана Игоря тренеру по
плаванию Оле (в роли Оли Тамара Акулова), что без блата можно всего
добиться. Всё это у него получается до крайности нелепо, но в конце
фильма чудесным образом хэппи-энд: Оля и Алёша встречают Новый год в
новой квартире, вернув всё, что Игорь помог достать. Похоже, режиссёр
Владимир Алеников не верил, в то, что наснимал.
Мини-тест.
Какая из песен, звучавших в фильме, стала популярной? Правильно, та
самая, "А у меня всё схвачено". Эту песню Николай Караченцев даже
исполнил в отдельном видеоклипе. Остальные песни из фильма "Нужные люди"
не удосужились и доли такого внимания.
Под занавес советской
эпохи — фильм 1988 года "Дорогое удовольствие". Сюжет незамысловатый:
инженер из советского НИИ или конструкторского бюро Игорь Кравцов
(сыграл Сергей Мигицко), идеи которого "несвоевременны" и никому не
нужны, случайно знакомится с Вильямом Тер-Ивановым в исполнении
Валентина Гафта, человеком, способным достать даже редчайший
микробиологический препарат прямиком из Австралии для жены Игоря
Кравцова в оплату за отремонтированный автомобиль. Талантливый инженер,
который не может взять деньги за оказание услуг по ремонту автомобилей
знакомым Вильяма, постепенно привыкает к материальным благам и уже не
может те же услуги оказать бесплатно. Ещё больший шок для Игоря Кравцова
это то, что друзья его жены режиссёр, художник и искусствовед, которых
он считал святыми, оказываются на вечеринке у Вильяма Тер-Иванова в
качестве "своих людей". Под конец фильма сдалась и жена главного героя,
когда в лаборатории, где она работала, крысы съели редкий грибок,
доставленный из Австралии. Теперь она требует от мужа срочно звонить
Вильяму Тер-Иванову. Вот так человек, у которого всё схвачено, стал из
досадного недостатка эпохи её ключевым звеном.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.