Памятник морякам Революции «Погибаю, но не сдаюсь»: как легла на дно эскадра кораблей Черноморского флота в 1918 году
На Сухумском шоссе, неподалеку от Новороссийска, на горном склоне
высится огромный памятник — склонившаяся скорбная фигура моряка.
Кажется, что он высечен из скалы, плоть от плоти местной земли. Это
монумент морякам Революции «Погибаю, но не сдаюсь». Горькие события
связаны с ним…
18 июня 1918 года здесь произошла страшная
трагедия не только для тех, кто связан с морем, но и для всей России —
затопление кораблей Черноморского флота России. Драматические события
предшествовали этому дню. Иногда, чтобы победить, нужно сначала
проиграть, опуститься на самое дно.
Согласно условиям
Брестского мирного договора, подписанного советским правительством,
Черноморский флот и вся его инфраструктура передавался Центральным
державам — Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарскому
царству.
Крым и Украина уже были оккупированы
германо-австрийскими войсками. Черноморский флот переводится из
Севастополя в Новороссийск.
На Таманском полуострове высадился
десант из 20 тысяч солдат, который представлял собой непосредственную
угрозу Новороссийску. 10 июня Германия предъявила Совнаркому ультиматум
«О переходе флота из Новороссийска в Севастополь к 19 июня» для
интернирования. Никто не верил, что после окончания войны суда будут
вновь возвращены России. В случае неисполнения требования немцы угрожали
возобновить наступление по всему фронту.
Ленин, тщательно
изучив доклад начальника Морского генерального штаба Е.А.Беренса о
положении Черноморского флота, после обсуждения в Высшем военном совете,
выносит краткую резолюцию:
Ввиду безвыходности положения,
доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Председатель СНК В. Ульянов (Ленин).
28 мая 1918 года командующий Черноморского флота и главный комиссар флота получают приказ:
"Ввиду
явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота,
находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с
сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по
представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего
уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы,
находящиеся в Новороссийске. Ленин."
Трудно представить, что
творилось в душе моряков в тот день. Среди командования существовали
серьезные разногласия. Так, исполнявший обязанности командующего
Черноморским флотом А.И. Тихменев не выполнил распоряжение Совета
Народных Комиссаров об уничтожении кораблей и отдал приказ о выходе
кораблей из Новороссийска в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Экипаж
эсминца «Керчь» под командованием В.А.Кукеля приказу Тихменева не
подчинился: лучше умереть, чем сдать миноносец немцам.
В
оккупированный немцами Севастополь решили идти линкор «Воля», эсминцы
«Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы
«Жаркий» и «Живой». Они встали на внешнем рейде. В Новороссийске
остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Калиакрия»,
«Керчь», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов»,
«Лейтенант Шестаков», миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Команда
эсминца «Громкий» приняла решение также затопить свой корабль. Он первый
из кораблей Черноморского флота лег на дно Цемесской бухты, неподалеку
от мыса Мысхако.
Вечером на «Керчи» собрались сторонники
затопления кораблей. В.А.Кукель предложил им план операции, который
после некоторых доработок был принят к исполнению. Однако реальность
оказалось иной: команды почти всех кораблей, за исключением «Керчи» и
«Лейтенанта Шестакова», разбежались. Пришлось действовать по ситуации. В
конечном итоге, на дно легли все оставшиеся в Новороссийске корабли.
18 июня, около 10 часов вечера, с миноносца «Керчь» была послана последняя радиотелеграмма:
"Всем.
Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли
гибель — позорной сдачи Германии. Эскадренный миноносец «Керчь»."
Затопленные
корабли, за исключением "Свободной России" и "Громкого", были подняты
полностью или частично в 1920-е годы и позднее. Большинство были сданы
на металлолом.
Судьба остальных судов и кораблей Черноморского
флота оказалась не менее трагичной. Корабли в Севастополе были захвачены
немцами и вошли в состав германских сил на Черном море. Затем наиболее
мощные корабли стали частью флота Антанты, а другие были затоплены или
взорваны. Белогвардейцам достался лишь бронепалубный крейсер «Кагул»,
несколько эсминцев и тральщиков, и субмарина «Утка».
Россия в очередной раз прошла по лезвию бритвы. Но выстояла, возродилась. Возродился и Черноморский флот.
О
той трагедии 1918 года напоминает теперь ансамбль на 12-м километре
Сухумского шоссе, созданный по проекту архитектора Я.Б.Белопольского и
скульптора В.Е.Цигаля. Он был открыт в 1980 году и является частью
мемориального комплекса «Героям Гражданской войны и Великой
Отечественной войны».
Напротив коленопреклоненной фигуры
матроса, в центре смотровой площадки высится металлический куб. Внутри
флаги расцвечивания передают сигнал — «Погибаю, но не сдаюсь». По
периметру установлены силуэты затопленных кораблей, которые указывают на
места их гибели и расстояния до них.
Со дня той трагедии прошло
более века. Туристы приезжают сюда, радостно фотографируются у
обелиска, созерцая красивые панорамы Цемесской бухты, Кабардинки и мыса
Дооб.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.