на стыке границ Эфиопии, Кении и Судана живет племя сурма, отгородившееся от внешнего мира
С окончанием сезона дождей мужчины-сурма устраивают жестокие поединки. По традиции перед ними взрослые и дети с серьезностью предаются кропотливой работе: разрисовывают друг друга с головы до ног причудливыми узорами. В этой росписи по телу, в извилистых линиях и кругах, в изысканно-причудливых узорах, возможно, скрыты неведомые нам, людям иной культуры, глубокий смысл и тайные знаки.
Сурма — оригинальные декораторы человеческого тела. В мазках немудреного природного красителя они выражают свое настроение, отношение к окружающей их действительности, возможно, зашифровывают призыв к соплеменникам
Вообще, сурма раскрашивают свои тела не только перед поединками, но и по разным поводам, а порой и без повода, под настроение, делают они это удивительно умело. Раскрашивают преимущественно двумя красками — белой (природный мел) и оранжево-красной (охра). Белый цвет служит, как правило, фоном, а цвет охры — основным оттеночным. Рисуют на теле влажными пальцами, счищая с кожи, у большинства из них она имеет темно-коричневатый цвет, предварительно нанесенный на тело и засохший мел. Придать себе такую «грунтовку» нетрудно, достаточно окунуться в корыто с хорошенько разведенным в воде толченым мелом, а потом дать молочно-белой взвеси высохнуть на себе сплошным белым налетом. Цветов, т. о., получается три: белый, темно-коричневый (цвет тела) и оранжево-красный.
Последним сурма пользуются меньше и бережнее. Красная краска у них праздничная. Этот цвет — привилегия женского и детского «макияжа», нежели мужского, хотя сильный пол также изредка пользуется ею. Охрою наносят яркие, доминантные, точки, а также заполняют или оттеняют контуры узоров, прорисованных на теле пальцами. Если белый фон блеклый и полупрозрачный, то пятна охры - яркие, сочные благодаря добавлению в краску животного масла или жира. Зеркалами сурма не пользуются, потому узоры наносят не сами себе, а друг другу, и тут есть свои выдающиеся мастера.
Изначально раскраска тела у этого народа имела ритуальное значение, со временем выработались свои каноны. Самым распространенным в телесном орнаменте сурма, каноническим, можно считать узор из ряда параллельных волнистых линий, наносимых вертикально от шеи и плеч до колен. Реже такой волнистый узор усложняется добавлением прямых линий, точек, завитушек на груди и плечах.
Волнистая линия почти всегда плавная и правильная: отклонение влево равно отклонению вправо. Острые углы или ломаные геометрические фигуры в каноническом рисунке сурма редки. В раскраске мужских лиц преобладает волнистая линия: ото лба в обход глазниц к носу, затем от носа, огибая рот, к скуле и вновь к подбородку. Узор правой половины лица зеркально повторяется в левой. В макияже девичьих и детских лиц часто встречается мотив «солнышка»: белый круг, обводящий овал лица с радиальными лучами от центра к краям, или тот же круг, но с белыми и оранжевыми крапинками внутри, словно семена подсолнуха.
Оранжевый цвет росписи придает охра. Ее сурма используют редко, по праздникам, чтобы украсить смуглые тела женщин и ребятишек
Девушки - сурма встречают новую луну, вплетая в волосы пучки травы и тонкие ветки.
Существует мнение, что тот или иной орнамент содержит «зашифрованное послание». Подтвердить или опровергнуть это трудно, возможно, отдельные элементы рисунка действительно «говорящие». Не исключено, что изначально они графически воплощали имя или прозвище носителя, указывали на принадлежность к определенному клану.
По разному поводу раскраска наносится разная. Если раскраска боевая, то рисунок на теле может означать воплощенный в линиях и красках боевой клич, типа «Я — твоя смерть». А если раскраска праздничная или брачная, то орнамент на теле девушки может говорить: «Возьми меня» или «Я стану плодовитой». Но это предположения. Женщину-сурма спрашивать о значении картин на ее теле бесполезно. За женщин у сурма говорят мужчины, они же их и раскрашивают.
Сурма — одно из самых интересных и малоизученных племен в мире. Они живут в междуречье Омо, Баро и Белого Нила, редко посещаемом исследователями. Из-за сложного рельефа, тяжелого климата и отсутствия дорог, связи и пр. современной инфраструктуры эти места не контролируются правительством Эфиопии. Сюда нельзя добраться автотранспортом, даже мощные внедорожники не могут преодолеть топкую кашу, в которую превращаются тамошние плодородные рыхлые почвы в сезон дождей, и тем более взобраться по почти отвесным склонам, которые ведут из зараженных малярией влажных низин на вершины горных плато, где обитает племя. Часто мулы не в состоянии преодолеть эти невероятные эскарпы, вздымающиеся вверх на несколько сот метров почти под прямым углом.
Малая изученность сурма объясняется не только их географической изоляцией, но и нежеланием общаться с иноплеменниками. Сурма — народ гордый. К европейцам они относятся не агрессивно, но с оттенком некоторого высокомерия. Дети сурма, в отличие от большинства африканских детишек, не будут хватать вас за руки и одежду, кричать в след «you-you-you » и клянчить «мани».
Сурма позволят их сфотографировать, но не будут навязчиво совать физиономии в объектив вашей расчехленной камеры. Они равнодушно отвернутся, демонстрируя своим видом (насколько искренне, трудно сказать), что вы, вместе со своими техническими побрякушками им совершенно неинтересны.
Если вы попросите сурма позировать вам перед камерой, он не откажется, но назовет сумму, которую вы обязаны ему заплатить. Цена может оказаться несуразной (ценности бумажных денег они не понимают: внутри племени основную роль играет натуральный обмен), а потому бумажные «фантики» они принимают за «правило игры» и пользуются ими, когда приходят на рынки эфиопских селений. Если плата за снимок покажется вам чрезмерной и вы попытаетесь ее снизить, то сурма не станет торговаться с вами, он просто отправится заниматься своими делами. Во всяком случае, так было лет 15 назад, когда сурма редко баловали визитами белые люди.
Среди родственных и живущих по соседству племен сурма выделяются яркой индивидуальностью. Например, поединками на крепких полутораметровых палках «донга», которыми они владеют не хуже шаолиньских монахов; а еще — особыми дощечками, которые женщины вставляют себе в нижнюю губу, или в мочку уха, и оригинальной декоративной «живописью» по телу. Но если палочные поединки, устраиваемые по окончании сезона больших дождей и в преддверии выбора невест, — исключительная забава сурма, то дощечки и бодипейнтинг присущи и их соседям — племенам каро, мурси и др. Однако у сурма эти дощечки самые большие по размеру, а бодипейнтинг — самый выразительный.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.