Давно уже было подмечено, что многие слова, особенно
связанные с древним сельскохозяйственным бытом, у славян и германцев
являются однокоренными. В XIX и большей части ХХ века ученые, особенно
западноевропейские, без всяких оснований трактовали это как
односторонние заимствования. Нередко это использовалось для
«доказательства» тезиса об отсталости славян и о том, что цивилизацию,
культуру и даже самое земледелие со скотоводством славяне узнали у
германцев. Однако если отойти от такой предвзятой точки зрения, то чисто
логически можно предположить, что, наоборот, германцы заимствовали эти
слова, вместе с предметами, которые они обозначали, у славян. В
настоящее время наука отказалась от объяснений подобных параллелей
простыми заимствованиями. Общность многих славянских и германских
аграрных и бытовых терминов вызвана длительным соседством и тесным
культурным общением этих народов в глубокой древности, а быть может – и
генетическим родством. Ведь когда-то, весьма вероятно, все предки
нынешних индоевропейских народов составляли один народ. Общность словВ
начале ХХ века известный чешский славист Любор Нидерле в своих
знаменитых «Славянских древностях» привёл немало однокоренных слов
славян и германцев. Единство происхождения этих терминов ныне
общепринято. Некоторые из них относятся к словам, издревле привычным для
нас. Прежде всего, это «хлеб». Нидерле считал это слово имеющим
германское происхождение (ср. немецкое Laib – буханка хлеба) и
происходящим у славян от готского hlaifs. Немало общих
славяно-германских слов имеют соответствия прежде всего в языке готов.
Учитывая, сколь долго готы прожили в среде славян (эпоха Черняховской
культуры на территории современной Украины, I-IV вв. н. э.), можно
запросто предположить и обратное – заимствование готами части терминов у
славян и последующее их распространение среди других германских народов
в результате последующей экспансии готов в Западной Европе. Однако
разумнее не постулировать заимствований в том или ином направлении, а
просто отмечать такую общность, как следствие долгой исторической
близости. Любопытно, что некоторые однокоренные с германскими
слова из всех славянских языков удержались именно в русском. Так,
общеславянским названием хлеба является «жито», было оно и в
древнерусском языке. Очевидно,
некоторые такие слова общего для славян и германцев происхождения,
заменившие затем в русском языке чисто древнеславянские понятия, долгое
время бытовали на неофициальном уровне в каких-то древнерусских
диалектах. Общим является и понятие «изба» – германское Stube.
Наиболее древняя его форма у восточных славян – истобка, истьба.
Поскольку это слово у обоих народов означало помещение с очагом, можно,
по аналогии, предположить, что в его основе лежит не германский, а
славянский корень «истопить», то есть нагреть, натопить помещение. Большой
семантический круг понятий связан с корнем «град-/hrad-/gard-». У
славян он включает в себя объекты, которые каким-то образом «ограждены» –
это и город (град), и огород. Скандинавы называли город Gard (Новгород
они обозначали Holmgard – «островной город»), а в норвежском языке слово
Gord по сей день означает огороженную усадьбу. Сад,
который, кстати, в русском языке долго звался огородом, – Garten в
немецком, и т. д. В огороде, как известно, растут овощи – ср. немецкий
глагол wachsen «расти». При этом ограда это древнегерманское Tun –
аналог славянскому «тын». Внутри ограды или тына может возвышаться
«терем», он же Turm, откуда впоследствии наша «тюрьма». Нидерле
видел, например, заимствование из германских языков в славянские в слове
«стрела». Но сочетание звуков «стр-» вообще типично для индоевропейских
языков, особенно в корнях, обозначающих какое-то движение, действие,
целеустремление, ср. напр. «стрежень» (англ. Stream), «страда», «острый»
и т. п. Единая прародинаВ первые
века нашей эры славянские и германские языки, по мнению большинства
лингвистов, уже обособились друг от друга, и заимствования происходили
из одного сложившегося языка в другой. Благодаря этому не все
однокоренные славяно-германские слова сохранились во всех языках обеих
групп – некоторые народы, отселившись достаточно далеко от зоны взаимных
контактов, остались в стороне от этих заимствований. Сама же эта зона
была, как показывают данные археологии, в I-IV веков достаточно
обширной, охватывая территории современных Польши, Украины, Белоруссии и
еще ряда сопредельных стран. Древние
славяне известны под именем «венедов», чье имя, возможно, было в
переиначенной форме взято германским (а может быть, и не только
германским) народом вандалов. Какие-то группы славян, очевидно,
участвовали в Великом переселении народов, входили в полчища гуннов,
готов и других народов, прежде чем в VI веке обрели нынешнее название и
стали организовывать самостоятельные походы на Восточно-Римскую империю. Академик
В. В. Седов разработал гипотезу о том, что венедами звалась еще не
разделившаяся древнеевропейская общность индоевропейских народов,
оставшаяся в Центральной Европе после обособления индоиранской,
греческой, фракийской, хетто-лувийской, армянской и тохарской групп. В
древнеевропейскую общность в III-II веках до н. э. входили предки
италийцев, иллирийцев, кельтов, балтов, германцев и славян. Постепенно
по её периферии стали формироваться названные отдельные группы. Ядро
древнеевропейской общности сохраняло относительное единство почти до
конца I тысячелетия до н.э. Последними друг от друга обособились
германцы и славяне. Причём славяне долго ещё сохраняли самоназвание
венедов. Существование древнеевропейской общности академик О.Н. Трубачёв
обосновал на подробном лингвистической материале. Древнейшим
археологическим свидетельством существования древнеевропейской общности,
является, по-видимому, культура шнуровой керамики, иначе называемая
культурой боевых топоров. Она существовала в конце IV – середине III
тыс. до н.э. на обширном пространстве от Волго-Окского бассейна до Рейна
и от Карпат до юга Скандинавии. Восточным локальным вариантом
этой общности, на территории нынешней Центральной России, была
Фатьяновская культура. Среди её носителей также могли находиться предки
как германцев, так и славян.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|