Может, кому-то и не хочется признавать, но Советский Союз победил Германию не без помощи США. Да, американцы поздно включились в войну в Европе. Союзники, очевидно, выжидали, когда СССР выгонит немца со своей территории и перейдет в наступление, двигаясь к Берлину.
Но нужно вспомнить и Ленд-лиз, без которого бойцам Красной Армии сражаться было бы очень сложно. Ведь уже в первые дни войны СССР потерял 1200 самолетов. А с винтовкой системы Мосина против танков и самолетов воевать было, мягко говоря, бесперспективно.
Американцы – нация предприимчивых людей. А война, хоть это и звучит довольно цинично, - лучшее время, чтобы заработать. Поэтому Америка в 40-х годах прошлого века поставляла СССР большой ассортимент товаров, в том числе и военных. По Ленд-лизу.
Не только поэтому, конечно. Безусловно, в Штатах, понимали, что нужно остановить военного преступника Гитлера и желательно чужими руками – руками, например, советских пехотинцев, летчиков, танкистов, моряков.
В СССР поставки всего необходимого шли исправно. Даже пуговицы для обмундирования привозили.
Товары поставлялись с двух направлений:
1. С севера через Атлантику, Мурманск. Однако этот путь со временем стал очень опасным. Гитлер расположил военные базы в Норвегии. Корабли, которые шли в СССР, подвергались частым атакам. Моряки шли на дно, пропадали товары.
2. Через Индию и Иран. Путь был менее опасным. Однако доставка необходимых Советскому Союзу товаров занимала много времени. Кроме того, в Азии активизировалась Япония, которая мешала Ленд-лизу.
И тогда Соединенные Штаты и СССР решили создать еще одну секретную трассу: Аляска – Сибирь. Справедливо посчитали, что она будет безопасной, потому как российский Дальний Восток и американская Аляска граничили друг с другом. И граничат до сих пор.
Идею нужно было воплотить в жизнь.
Действия СССР
Советскому Союзу необходимо было построить чуть больше, чем полтора десятка аэродромов по направлению: Чукотка – Колыма – Якутия – Красноярск.
Руководил проектом с нашей стороны Герой Советского Союза летчик Василий Молоков.
Обращаю внимание, что трассу планировалось сделать воздушной. Ошибка - считать, что грузы хотели транспортировать по земле. Дорог на указанном направлении не было. Когда советские специалисты отправились разведывать обстановку на линии, которую я указала выше, то им пришлось от Красноярска передвигаться в основном на собачьих упряжках.
В Иркутске и Красноярске уже были аэродромы, которые следовало доработать, перестроить, сделать подходящими для новых задач. Кроме того, быстро возвели аэродромы в следующих населенных пунктах:
· Киренск Иркутской области;
· Сеймчан Магаданской области;
· Уэлькаль – на Чукотке;
· Оймякон – в Якутии;
· Марково – Чукотка, и др.
Всего было построено 17 аэродромов, часть из которых была резервной.
Действия Штатов
Американцы тоже не сидели сложа руки. Они занимались на своей территории тем же самым, что и советские союзники.
Американская часть трассы начиналась в штате Монтана и заканчивалась в Номе на Аляске. Советские летчики получали самолеты и другие полезные грузы в городе Фэрбанкс – это тоже на Аляске.
Американцы построили у себя 14 аэродромов.
В итоге за 9 месяцев союзники построили новую магистраль для Ленд-лиза, которая имела протяженность 6500 километров. На территории СССР – 5000 километров.
Алсиб в действии
16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа американских самолетов, управляемых нашими летчиками. Лидером группы был командир 1-й перегоночной авиадивизии Илья Мазурук.
Советские летчики удивлялись тому, насколько хороши у союзников самолеты:
· много электроники;
· комфорт;
· спальники из лебяжьего пуха;
· запас консервов на случай ЧП.
Любопытная деталь: в комплект входили чехлы из белого шелка, который в СССР женщины, близко общавшиеся с летчиками, распарывали и пускали на платья. А зачем военному самолету чехол?!
Американцы в целом с теплом передавали боевые машины. Часто в самолетах советские летчики находили сигареты, штатовские, довольно откровенные журналы.
Но самым главным было то, что СССР получал технику в необходимом количестве. За время существование трассы Алсиб по ней прошел 7831 самолет. Доставляли и другие товары. А в 1944 году по трассе в СССР прибыл вице-президент США Генри Уоллес.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|