Начиная с VIII века до нашей эры (начала периода активного
судоходства на Черном море, по данным историков) в этой части Мирового
океана произошли многие сотни кораблекрушений – как военных, так и
грузопассажирских судов. Они уходили на дно не только в ходе
многочисленных военных конфликтов, проходивших в этой акватории, но и в
мирное время. Причем подчас по весьма загадочным причинам, о которых
спорят до сих пор. Линкор «Императрица Мария»: что с ним случилось?Авторы
весьма подробного исторического исследования кораблекрушений в этой
акватории Мирового океана (книга так и называется – «Катастрофы в Черном
море») Евгений Шнюков, Лев Митин и Владимир Цимко со ссылками на
документы приводят десятки случаев гибели разного рода кораблей – как во
время войн, так и в мирное время. В этой связи особенно интересны
истории кораблекрушений, которые будоражат внимание общественности до
сих пор. По мотивам публикаций и документов разной степени давности об
этих трагедиях снимаются художественные и документальные фильмы,
телепередачи, пишется книги. История гибели линкора «Императрица Мария» –
один из таких случаев загадочных кораблекрушений. Как
сообщал Морской генштаб, ранним утром 7 октября 1916 года в Северной
бухте Севастополя на линкоре «Императрица Мария» воспламенились носовые
погреба боеприпасов. Команда корабля «самоотверженно пыталась погасить
возгорание», но безуспешно: пожар спровоцировал врыв, и судно через час
затонуло. Погибло более 200 человек экипажа, включая офицеров и нижних
чинов. Согласно записям вахтенного журнала линейного корабля
«Евстафий», стоявшего на рейде рядом с «Императрицей Марией»,
возникновению пожара предшествовали несколько взрывов (они продолжались и
после возгорания). Комиссия, исследовавшая причины гибели
«Императрицы Марии», так и не пришла к окончательному выводу о том, что
же послужило причиной затопления линкора. Историк Анатолий Елкин,
нашедший в 1940-х в развалинах одного из кенигсбергских замков фото
моментов взрывов на линкоре, сделанных с берега, приводит убедительные
доказательства немецкой диверсии (в момент гибели корабля шла Первая
мировая война). Потопление «Новороссийска»: диверсия или халатность?Через
39 лет, также в севастопольской бухте, затонул советский линкор
«Новороссийск», в прошлом принадлежавший итальянскому ВМФ и называвшийся
«Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Корабль, которому на тот момент было
уже более 40 лет, достался ВМФ СССР по программе репатриации. В 1940
году его топили англичане, «Джулио Чезаре» поднимали из морских глубин. В
1945 году он снова затонул после бомбардировки, линкор вновь пришлось
поднимать. Впоследствии «предрасположенность» к потопляемости, по мнению
специалистов, и сыграла с «Новороссийском» роковую роль. Согласно
заключению правительственной комиссии, стоявший на рейде линкор
взорвался и опрокинулся (в результате погибло свыше 800 членов экипажа
линкора и других спасательных судов) вследствие срабатывания немецкой
донной мины с часовым механизмом. Гибель большого количества людей и
затопление боевого корабля поставили в вину командованию линкора и лично
командующему Черноморским флотом Виктору Пархоменко. Возможность
диверсии комиссия не исключала, но и не подтверждала. Гибель «Адмирала Нахимова»: не разошлись как в море кораблиСтолкновение
пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» с 28
тыс. т ячменя на борту в начале сентября 1986 года стоило жизни 423
пассажирам и членам экипажа «Нахимова», это была самая большая
катастрофа судов на Черном море после Великой Отечественной войны.
«Нахимов» (бывший «Берлин», спущенный со стапелей в Германии в 1925
году) тоже достался Совфлоту по репатриации, судно также было затоплено
во время Второй мировой (тогда оно было гитлеровским плавучим
госпиталем) в 1945 году и спустя 2 года поднято со дна и
отремонтировано. «Васев»
и «Нахимов» не разошлись в море на подходе к Новороссийску. Судя по
выводам одной из экспертной комиссий, главными виновниками
кораблекрушения были оба капитана судов, им дали по 15 лет лишения
свободы. «Адмирал Нахимов» и сейчас лежит на глубине 47 метров в
Цемесской бухте.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|