«Христос не воскресал». За что Льва Толстого отлучили от церкви и в чем суть его религии
Многие факторы способствовали отречению культового отечественного писателя, графа Льва Толстого от церкви. Мы поэтапно разберем, при каких обстоятельствах это случилось и как это связано с толстовством.
В чем суть толстовства
В течение 1880-х гг. у Толстого выходит сразу несколько произведений, таких как «Исповедь», «В чем моя вера» и «Воскресение» в которых писатель подробно высказывает свои духовные мысли и идеи. Впоследствии складывается новое религиозное течение, получившее распространение не только в России, но и в Западной Европе, Индии и Японии ‒ Толстовство. Известным сторонником учения был Махатма Ганди, с которым писатель часто общался посредством писем.
Основные каноны толстовства были таковы: непротивление злу насилием, нравственное саморазвитие и опрощение. Жизнеучению Толстого был характерен синкретизм, поэтому вы найдете общие черты с даосизмом, буддизмом, конфуцианством и другими идейными течениями. Будучи сторонником этого религиозного течения, человек, вольно становится вегетарианцем и отказывается от употребления табака и алкоголя.
Священный синод считал толстовство религиозно-социальной сектой, вредно влияющей на верующих людей. На этой ноте отношения с церковью у писателя стали неоднозначными.
Была ли анафема?
В послании Священного синода о Льве Толстом публично заявили об отлучении русского писателя от православной церкви. Помимо отлучения, в тексте Толстого назвали «лжеучителем», отвергающим важнейшие догматы православия.
И действительно, Лев Николаевич отрицал Троичность Бога, непорочное зачатие и то, что Иисус Христос воскрес, но как таковой анафемы от церкви он не получал. Все потому, что процедура отлучения к 1901-ому году была упразднена, а последним обладателем анафемы стал гетман Мазепа в 18-ом веке.
Стоит отметить, что с началом развития толстовства ряд церковных иерархов пытались официально отлучить великого писателя от церкви, но по разным причинам сделать этого им не удалось.
Отношение людей к "анафеме" Толстого
Положение вещей было остро воспринято общественностью и графу стали приходить различные письма с критикой в адрес самого Толстого, с последующими угрозами и принуждением к покаянию. Священник Кронштадский называл писателя подобным Иуде предателем и отъявленным безбожником.
Православный философ Василий Розанов считал, что Церковь не может судить Толстого, называя Синод «формальным учреждением». Дмитрий Мережковский заявил, что если отлучают графа, то пусть отлучают и тех, кто верит в учение Толстого.
Полемика по поводу отлучения графа от Православной церкви продолжалась вплоть до гибели великого русского писателя. Неравнодушные люди стали писать письма в Синод с просьбой отлучиться от церкви, а после указа «об укреплении начал веротерпимости» 1905 года подобные письма только участились.
Реакция графа на послание
Ответила на послание в начале жена писателя Софья Андреевна. Неделями позже она отправила свое письмо в газету «Определения», в котором выразила недовольство идеями Священного синода об отказе отпевать Льва Николаевича при смерти, назвала служителей Церкви «духовными палачами».
Спустя месяц граф Толстой напишет «ответ Синоду», который напечатали лишь летом 1901 года с множественными поправками. Более 100 строк письма цензура убрала из текста из-за «оскорбления религиозных чувств», также был нанесен запрет на перепечатывание текста в другие издания.
Позднее здоровье русского писателя ухудшилось, и его жена решила попытаться примирить мужа с церковью, из-за чего возникло много конфликтов в их отношениях.
Лев Толстой гордо отвергал возврат к церкви, вплоть до конца жизни, прося в дневниковых записях похоронить его без церковных обрядов. Софья Андреевна знала о завещании мужа и похоронила его так, как он хотел.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Каждый волен делать свой выбор. И, соответственно, учиться на СВОИХ ошибках. Л.Н.Т. не исключение. во многом он был прав, мое мнение, а во многом и ошибался. Ну и что? Это нормально. Кто читал "Две жизни" Антаровой, (диктовка ЛНТ после кончины) поймет насколько это был необычный человек, имевший своих Учителей.
Чтобы судить о том, было воскрешение Иисуса Христа или нет, нужно сначала разобраться в том, что такое на самом деле "воскрешение" и кто такие "мёртвые". Большинство людей и христианская религия считают, что воскреснуть должны в физическом мире истлевшие кости мертвецов. Но это совсем не так. "Мёртвыми" Иисус считал живущих на Земле людей не стремящихся к духовному просветлению. Когда один из учеников Иисуса отпрашивался на похороны своего отца, то Иисус не отпустил его, сказав, - "Пусть мёртвые погребают своих мертвецов". То есть, людей, которые погрязли в житейских заботах и не пытающихся разобраться с предназначением своей жизни, он считал "мёртвыми". Таким людям придётся испытать ещё много невзгод, лишений и трагедий, которые,наконец, заставят их искать истинный смысл жизни. Эти поиски, в конце-концов, приведут их земное сознание к слиянию с сознанием души. Тогда человек "вспомнит" знание души, "вспомнит" все воплощения души в прошлых жизнях и на других планетах как свои собственные и таким образом "воскреснет" к новой жизни с более широким уровнем знания и понимания. Иисус Христос, по мифологии "Нового Завета", совершил своё "воскрешение" при крещении на реке Иордан, когда его сознание соединилось с Отцом Небесным(душой и Высшим "Я"), которое сопровождалось световыми явлениями, с языками неопаляющего пламени в виде голубя и окончательно воссоединилось в посмертном состоянии в тонком мире на 3-й день Пасхи.
Я полагаю, что Лев Толстой написал "Войну и мир", а вы - ничего подобного. Лев Толстой читаем ЗА ГРАНИЦЕЙ ДАЖЕ СЕЙЧАС!
Вам нравится Иисус Энлилевич Ануннакин? Это ваш выбор. Я уже писал, что отцом его был Энлиль, сын Ану - главы ануннаков (богов с Нибиру) и мне занятно видеть что вы поклоняетесь богам с Нибиру. Раньше славяне поклонялись Перуну и Сварогу (они с Нибиру), сейчас вы, но Христу.
Вы, кстати, в церкви едите плоть христову и пьете кровь христову. Каннибализм, однако. Но к Христу прензий нет, это придумал аж в 4 веке имп. Константин.
"Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил:
Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Правильно ли, нет ли, я приписываю значение совсем другим своим книгам»(12,с.273)."(с))
"Биограф Толстого Д.П.Маковицкий в «Яснополянских записках» зафиксировал слова, сказанные Толстым в последний год своей жизни (12.03.1910): «Если бы не было КРИШНЫ, не было бы нашего понятия о Боге».(с)
Л.Н. Толстой отошёл от христианства к Знаниям Вед, глубоко осмыслив их, поэтому и "отлучили":
"Всё учение и вся жизнь Кришны есть только любовь. Кришна не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит только ею и говорит только ею" (Л.Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 40, с.435)
"Только такие великие умы как древние индусские мудрецы могли додуматься до этого великого понятия… Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше."(Л.Н. Толстой)
"В 1907 году Толстой в письме Баба Преманад Бхарати выразил свое убеждение в том, что «метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий» (1-77,с.36)."