Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | ВТОРАЯ ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Среда, 21.11.2018, 23:25
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:


Другие новости


Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 171
Пользователей: 159
Сейчас комментируют: 12

Загрузка...

Новости сегодня
Депутат-единоросс оскандалился заявлением про многодетные семьи. «Не хочу их кормить!» (5)
Предложена замена ЕГЭ (2)
Российский чиновник – вылитый Трамп: сын, брат или двойник? (0)
В Индии аборигены убили христианского миссионера из США (5)
Мягкая сила однополой любви (0)
«Новая газета» исписалась: на выручку подоспели фрилансеры-русофобы (0)
Британские войска отправляются на Украину (6)
Как американцы отдыхают в Питере. Рассказ администратора "Прибалтийской" (3)
Поезд Ходорковского вновь сошел с рельсов. Теперь в Праге (0)
Страх, нищета и кадровый дефицит в армии США (0)
Волга о годовщине "евромайдана": Пять лет прошло как мы перестали быть людьми (2)
Ходорковский созывает русофобов в Праге: бесплатная еда в обмен на критику России (9)
Сухогруз Comet, задержанный Украиной в порту Мариуполя, уже в Мраморном море (0)
Встреча.. (1)
Что общего у косаток и шимпанзе (0)
Отрывок нового интервью Экхарта на "Larry King NOW". (1)
Базилика Лас-Лахас - колумбийское чудо (0)
Первый раз вижу полную версию этого стихотворения! (2)
Принимая решения, мы всегда учитываем полученные советы (3)
Лошади в океане 1989 год (0)
Власть теряет моральные ориентиры: эксперты о скандальных заявлениях политиков (5)
ПОЧЕМУ ОНИ ПРЕЗИРАЮТ НАРОД? (37)
Америка на грани нервного срыва (1)
Вашингтон рвётся воевать на два фронта (1)
Россия приказывает долго жить? Не надейтесь! (7)
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АБЗАЦ И ЕВРЕЙСКИЙ КИРДЫК (2)
Ух ты, Америка пишет такое! (2)
Пришла пора задуматься, друзья! (0)
Центр по фальсификации истории находится в Ватикане? (3)
Короткий эпизод из интервью Путина, вызвавший настоящий шквал пророссийских настроений в Германии (0)
Можно выйти? Способен ли человек покидать своё тело по желанию? (5)
Владимир Зеленский – новый президент Украины (16)
Огурцы по-корейски быстрого приготовления Пошаговый рецепт самых вкусных огурчиков Стоит попробовать (0)
Будет ли Россия тратить деньги на восстановление Сирии? (5)
Лечебные свойства ЛАВРОВОГО ЛИСТА о которых должен знать каждый Полезные рецепты ЗДОРОВЬЯ (0)
Отдаст ли Россия японцам Курилы? (8)
В чем обвинили Цымбалюк-Романовскую? (3)
Набиуллина оценила доступность кредитов после повышения ставки (0)
Собянин рассказал о реставрации московских храмов (0)
У берегов Греции загорелось турецкое грузовое судно (0)
27-летний житель Петербурга Алексей Захаров , ловко плетёт корзины из лозы. (0)
Будет создано «Арабское НАТО»? Вашингтон реализует план «Б» для противодействия России (3)
В Госдуме предлагают отменить ЕГЭ (9)
Бари Алибасов женился на экс-супруге Василия Шукшина (8)
Загадки человечества с Олегом Шишкиным. Выпуск 229 (20.11.2018) (0)
Звезда по имени МКС (2018) (0)
Улика из прошлого. Разум или душа: что управляет нами? (2018) (0)
Специальный репортаж. Нацизм на хуторе близ Европы (2018) (1)
Энциклопедия загадок. Непознанные археологические объекты (2018) (1)
Неотартальцы - Избранная раса кыргызов с печатью на лбу (18)
Засолка сала в рассоле в банке (0)
Видео с необычными существами появилось в интернете. (2)
А.Тюняев: с самолетов в виде тех самых химиотрасс распыляют "умную" нанопыль. (0)
Салат с тунцом и кукурузой (0)
В Галактике нашли "космического змея", готового устроить самый мощный взрыв во Вселенной (1)
Вышел новый трейлер блокбастера "Т-34" (2)
Управленцы ЖКХ попросили защитить их от народа (7)
В нашей стране возможно все! (4)
Отставал ли СССР от всего мира? (0)
Круг света. Уникальные проекции будут подготовлены для фестиваля (0)
Болит, не отпускает. Что избавит от обострения невралгии (2)
Какая память нужна России? (0)
Сосульки и снежные шапки. Кто должен чистить крыши зимой? (0)
Установлена личность погибшего на взлетной полосе в «Шереметьево» (1)
Как отличить фермерское? (19)
ГО ЯН И МОРСКОЙ ВЛАДЫКА ДРАКОН (0)
Вкуснейший соус (заправка) за 5 мин (0)

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

ВСЕ НОВОСТИВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрономия и космос [867]Безумный мир [1626]Взаимоотношения людей [734]Войны и конфликты [1155]
Гипотезы и версии [7475]Дом, сад, кулинария [2272]Животные и растения [1725]Здоровье, психология [2853]
Искусство, литература, поэзия [466]История, археология [2454]Мир вокруг нас [2019]Мировые новости [2817]
Наука и технологии [741]Непознанное [2393]НЛО и уфология [612]Общество [4472]
Прогнозы ученых,исследования [238]Происшествия, чп, аварии [1006]Предсказания и астрология [568]Религии, учения [349]
Российские новости [4287]Советы и истории из жизни [583]Стихия, климат, экология [1313]Феномены и аномалии [638]
Фильмы и видео [2439]Частное мнение [4402]Это интересно! [2861]Юмор, афоризмы, притчи [1787]


10:36
Распыление Божества в природе (на примере ведической религии)


Начало:
1.Философия истории и религия
2.Цель жизни и религиозное знание
3.Богоискание и откровение
4.Приближение к личному Богу и идея Царствия Божия
5.Удаление от Бога Создателя и автономность человека
6. Духовная борьба в истории. Историческое развитие основных религиозно-философских идей
7. Общий характер язычества

Начало языческой эпохи отмечается, как выражался профессор A. И. Введенский, чрезвычайной деградацией людей, вследствие которой среди них произошла быстрая утрата связи с самой идеей Создателя мира. О состоянии потомков первых падших людей, то есть первобытного человечества, нередко судят по образцам наиболее низко стоящих дикарей, кое-где еще сохранившихся на земле. Это, без сомнения, неправильно. Первобытное человечество, наверное, стояло в умственном отношении выше их. Нужно было прожить много времени в постоянном понижении, чтобы достигнуть такого регрессивного состояния. Но древняя летопись мира, Книга Бытия, свидетельствует о каком-то неудержимом погружении ближайшего потомства Адама и Евы в плотские ощущения и в связи с этим – в столь же неудержимое забвение Бога, о котором они имели еще совсем свежие родовые предания. Тут чувствуется прямое предпочтение плотского духовному, какое-то «сатанинское наваждение». «Земля растлилась перед Лицом Божиим и наполнилась злодеяниями», – говорит священный бытописатель (Быт. 6:2). Господь истребил потопом неисправимое поколение, оставивши из него лишь потомство Ноя, еще «ходившего пред Господом». Однако и тут Премудрость Божия изрекла: «Помышления сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21). Выведя из потомства Ноя лучшего человека (Авраама) как корень будущего искупления людей, Промысел поставил человечеству задачу пробиваться из глубины его падения к росткам духовного прогресса.
Но на этом пути перед людьми стояло огромное препятствие – утрата связи с Создателем и, как следствие этого, забвение Его. Это характеристическое обстоятельство особенно указывается проф. А. Введенским в его труде о религиозном сознании язычества (А. И. Введенский. Религиозное сознание язычества. М., 1902).
Люди в то время еще хорошо помнили разные внешние обстоятельства первых веков существования. В преданиях первобытных народов сохранилось много воспоминаний тех же событий, о которых говорит Откровение Книги Бытия. Эти воспоминания показывают нам клинообразные надписи Ассирии и Вавилона, где отмечены повествования не только о всемирном потопе, но даже некоторые намеки на историю грехопадения. Характеристичны халдейские изображения мужчины и женщины около дерева, причем позади женщины подымается змея, как бы нашептывая ей что-то. Темные предания о восстаниях тварных сил против Божества особенно знаменательны в книгах шумеро-аккадского периода, то есть в древнейших документах мира, сохранившихся у туранских предшественников Халдеи и относящихся ко времени за две-три тысячи лет до Вавилона. Среди бесчисленных духов, в которых веровали аккадцы, были также и злые. Наиболее злыми считались семь духов бездны. Это были духи мятежные. Они, рассказывает предание Аккада, когда-то восстали против богов, устроителей мира, и уже было захватили в свою власть месяц, но затем были усмирены богом Мирри Дугги (или Мардуком). Эти злые духи должны пребывать в бездне, но по своему самоволию бродят повсюду, делая всякое зло людям, на какое только хватает их сил. Бесполезно обращаться к ним с молениями, так как им приятнее всего именно делать зло, и отвратить их от этого жертвами нельзя. Защищаться от них приходится молитвами к добрым духам, и особенно к Мирри Дугги. Во всем этом, видимо, сказывается воспоминание о восстании сатаны против Бога.
Но уже у шумеро-аккадцев, рядом с памятью частных фактов, Личность Бога была забыта. Это есть общее явление времен эпохи язычества.
Профессор А. И. Введенский делает анализ этого факта на примере индийского язычества, и его выводы приложимы в той же мере к Египту.

Схема Л. А. Тихомирова. Индийское язычество

Древнейшие Упанишады Х или IX в. до Р. X.
Появление буддизма (Санкарачарьи) – Веданта VIII в. по Р. X. Весь круг развития охватывает восемнадцать веков (ГА РФ, ф. 634, оп. 1, д. 73, д. 3).

Религиозные учения индусов

Древнейшая литература Индии, излагающая религиозные верования, содержится в Ведах. Их четыре:
1. Ригведа. Это сборник гимнов божествам. Возникла давно, около 2000 лет до Р. Х. Первоначально гимны передавались изустно, около 1000 до Р. X. собраны в один сборник.
2. Яджурведа. Жертвенные формулы. Собраны от 1000 до 800 лет до Р. X.
3. Самаведа. Песнопения при жертвоприношении Соме.
4. Атхарваведа. Заклинания и заговоры. Очень древние.
Позднейшие добавления к Ведам:
5. Арианака. Излагает мистический смысл обрядов. 800–600 лет до Р. X.
6. Упанишады. Это тайные, сокровенные учения в разъяснение и дополнение Вед (Ригведы) о сотворении мира и религиозном существовании человека. Составлено 800–600 лет до Р. X.
Древнейшая часть Упанишад называется Веданты (т. е. конец Вед). Веды считаются откровением Брамы, ибо они созданы тогда же как мир. Для пояснения его служит предание, в том числе и книги Ману и Бхагавад Гита. На основании Упанишад (и Веданты) возникли две философские школы – Школа Веданты и позднее (II в. до Р. X). Школа Йоги.
7. Сутры. Правила и руководства к ритуалу. 600–400 лет до Р. X.
8. Браманы. Прозаические дополнения к книгам Веды, изъясняющие смысл и значение обрядов.
9. Бхагавад-Гита. Это шестая часть поэмы Махабхарата, которая относится к сюжету, имевшему место около 1000 лет до Р. X.
Но, собственно Бхагавад-Гита, вставленная в поэму позднее, представляет воспроизведение какого-то очень древнего учения. Это – длинная речь Кришны начальнику одной из воюющих армий (Арджуне).
10. Рамаяна. Также чистая поэма, гораздо позднее Махабхараты, но в ней есть очень древние части.
11. Законы Ману (I в. до Р. X. и V в. по Р. X).
12. Пураны. Это эпические поэмы, содержащие по древнему определению: а) сотворение мира; б) его разрушение и возобновление; в) генеалогию богов и предков; г) описание царствования разных Ману в разные периоды Манватаров; д) историю солнечной и лунной династий.
Но сохранилось немного Пуран, и притом в очень новой редакции (X, XIII и XVI вв. по Р. X.). Среди них все-таки немало очень древних легенд и преданий.

Философские школы индусов

Их довольно много, около 16. Но так называемых принятых школ – всего шесть:
1. Мимаша (Первая Миманза), она же Карма Миманза, основана Джаймини. Способы спасения, учение практическое.
2. Вторая Миманза, она же Брахма Миманза или Веданта. Обработана Санкарачарьи. По Упанишадам. Теоретическое учение.
3. Ньяя – занимается логикой и гносеологией.
4. Вайсешика – космологическая теория.
5. Санкхья. Составил Капила. Крупнейшая философия, давшая исход буддизму, она же атеистична и дуалистична.
6. Йога. Составлена Патанджани во II в. до Р. X. Это теистическое изменение Санкхьи. Предание называет древнейшим учителем Яджнавалкья (около 360 лет до Р. X). (ГА РФ, ф, 634, оп, I, д. 68, л. 3–4).
Исходя из реферата г. Мориса Филлипса на Чикагском религиозном конгрессе 1893 года, он пишет:
«Если с самого начала и на всем протяжении своей истории ведийское религиозное сознание твердо и без колебаний знает свойства Божества (всемогущество, всеведение и пр.), но совсем не знает безусловного СубъектаНосителя этих свойств, если вся вообще история ведийской религии есть не что иное, как ряд неудачных попыток найти тот верховный Субъект, или то безусловное Начало, Которому по праву и совершенно бесспорно можно было бы усвоить все эти предикаты; если на неотступный вопрос, что такое это неведомое Божество, свойства Которого известны, но Которое само сокрыто (небо ли, гроза ли, огонь ли и т. п.), если на этот неотступный и томительный вопрос ответ был постоянно отрицательный (ни то, ни другое, ни третье, ни вообще что-либо подобное), то не ясно ли, что этот искомый Субъект забыт, и притом так, что воспоминание о Нем, хотя и смутное, не позволяло религиозному сознанию успокоиться на подстановке на место этого Субъекта какого-либо другого – каков бы он ни был – как не отвечающего идее того Субъекта, мысль о Котором хранится в отголосках смутного воспоминания? Не ясно ли, что религиозное сознание ведийской эпохи есть сознание переходное, живущее потерянным и теперь искомым религиозным идеалом и потому не остановившееся на чем-либо определенном, на каком-либо неподвижном религиозном представлении и веровании?
Твердость постановки в сознании предикатов Божества, – продолжает автор, – конечно, свидетельствует о том, что оно блуждало недалеко от этого идеала. Но идет ли оно к нему или от него, прогрессирует или регрессирует?» Для получения ответа на этот вопрос А. И. Введенский всматривается в направление историко-религиозного процесса ведийской эпохи.
И вот подробное историческое изучение развития ведизма приводит нашего ученого к выводу, что ход развития был «деградациоиный», вел не к Богу, а от Бога, хотя и не прямолинейно, а с различными поворотами. Действительно, первые божества, о которых нынешние индусы, и даже их философы, совсем позабыли (Дьяус, напоминающий Деуса, Зевса и т. д., а равно первые божества, так называемые адитии, как бы наросшие на идее Дьяуса), имеют еще теистическую подкладку. В понятии о божестве преобладающее значение имеют надмирность и этическая высота. В этих божествах индусу еще вспоминается некоторая «самосущность». Это относится к божествам азурам. Но с течением времени эти концепции бледнеют. «Совершается подмена этико-теистической сущности божества – сущностью натурально-пантеистической». Проблески монотеистического воззрения сменяются политеистическим. Тут уже человек, затеряв Бога, начинает его искать в тварной природе. Личность божества мельчает в мифологических представлениях, и в конце концов обобщающий процесс соединяет политеистических богов в общую пантеистическую концепцию, исключающую нестерпимую для разума развратность политеизма, но зато исключающую и личность Божества. Мы не станем, впрочем, в данную минуту следить за анализом проф. Введенского. Тут важно отметить лишь ту исходную формулу, к которой его привело изучение ведизма: именно деградационный характер верований древнейшего человечества. Те точки зрения, которые А. И. Введенский констатирует в Индии и которые явно обнаруживают забвение Бога, при смутных воспоминаниях об атрибутах Его, видны ясно в Египте и Халдее, сквозя и в язычестве эллинского мира. Это забвение приводило к тому, что человек терял различение между тварью и Творцом. А между тем такое явление не было для человека неизбежным, так что за это заблуждение человек нравственно ответствовал.
В учении апостола Павла устанавливается, что человек именно из наблюдения природы мог бы усмотреть Творца ее, если бы его к этому влекло сердце. «Ибо что можно знать о Боге, явно для них (людей. – Л. Т.), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они (язычники. – Л. Т). безответны» (Рим. 119-20) – то есть не могут сказать, что не познали Бога по невозможности этого. Отдельные случаи и показывают возможность такого познания, как у Авраама или Иова. Сократ впоследствии пришел к идее о Создателе посредством наблюдения своей внутренней природы. Наконец, в древнейшие времена у всех людей было еще много преданий о Творце. И однако первобытное человечество не использовало ни одного из этих источников. Даже предание все более заглушалось, и внимание было переносимо исключительно на тварь, на природу, которая и заслонила перед людьми того Творца, которого могла, наоборот, ясно им указать. Люди стали усматривать высшую силу в самой природе, в ее явлениях, а наблюдение своего внутреннего мира послужило лишь к тому, чтобы приписать всей природе духовные свойства.
Политеистические космогонии особенно наглядно сводятся к представлению вечных сил природы, самостоятельно устраивающихся из хаоса, при помощи антропоморфированных сил самой же природы.
По древнейшему шумеро-аккадскому верованию, раньше всего существовала какая-то бездна, Мумму Тиамат, из которой все и зародилось каким-то самопроизвольным процессом. В изображениях Мумму Тиамат мы видим ее всю наполненную какой-то кашей в беспорядке перепутанных безобразных существ или, быть может, зародышей-существ. Но когда здесь начали отчленяться особые духи-боги, антропоморфированные силы организованной природы, они вступили в борьбу с хаосом Мумму Тиамат, которая выслала на них свои чудовищные создания, впоследствии игравшие роль злых духов, Боги-устроители победили бездну, и так явился нам мир. Идея и Личность Создателя уже совершенно исчезла в этих воззрениях подобно тому, как исчезла она в Египте и в Индии. У всех место Личного Создателя заняла сила природы. Если мы взглянем на другой конец света, на космологию Японии синтоистского (добуддийского) периода, в котором трудно предположить прямые заимствования от нильско-евфратских и даже индийских культур, – мы все-таки находим в образовании мира ту же картину брожения сил самобытной природы.
«Ко цзи ки» (Современное написание – «Кодзики». – Ред), нечто вроде японской синтоистской библии, начинается так:
«Кто знает формы мира в первоначальный период его творения, когда и формы-то эти еще не определились? В начале творения на небе явился дух Амено-минака-нуси, потом явились Таками-мусуби и Ками-мусуби. Эти три духа и были главными при творении мира».
Потом в великой пустоте появилось существо, по форме похожее на росток травы «аси», только что вышедший из воды. Это был дух Маси-аси-каби. После него явился Амено-токо-даци. Этим пяти духам весь мир обязан своим происхождением.
Другой повествователь говорит: в то время, когда вселенная в неустроенном виде была подобна маслу, плавающему на воде, «явилось существо, по форме похожее на росток травы аси, только что вышедший из воды. Это был дух Маси-аси-каби, сотворивший мир (В. Я, Костылев. Очерк истории Японии. СПб., 1888).
Тут, как видим, нет никакого сотворения, а есть только формирование мира из первобытного хаоса. В дальнейшем рассказе узнаем, что когда этих духов, зародившихся из сил природы, появилось довольно много, то последние из них, предки японского народа – Изанаги и Изанами, спустились в земную область и, ставши на облако или какой-то водяной плавучий мост, стали водить копьем по воде. Из капель, упавших с копья, образовался остров Оно-Горо-Сина, то есть – на японском языке – «остров, образовавшийся сам собой». Когда же Изанаги и Изанами вступили между собою в брак, то от них родились горы, острова и моря и вся Япония. Изанаги и Изанами являются лишь антро-поморфированными силами природы, и даже слово «родились» всегда означает «образовались».
В античной космогонии Греции видно то же самое. Земля Гея рождает Урана – небо, от их соединения рождаются титаны, самые имена которых указывают явления природы – Гром, Молния, Сверкающий. В семье уранидов мы находим выражение всех сил природы, созидающих, сохраняющих, разрушающих. Победа Зевса над титанами водворила порядок сил вселенной. Но Создателя нет и следа. Природа заслонила Личность Творца.
Эти силы и предметы природы, как говорится, одухотворяются языческим умом. Самосознание показывает человеку присутствие в его душе ума, желания, воли, и естественно, что ему представляется, что эти свойства у него являются как общие свойства природы, естества. В нем живет то, что греческая философия формулирует впоследствии как гилозоизм, то есть представление о живой материи. Материя мыслится одаренною общими свойствами жизни, такими же, как у человека и животных. С появлением размышления язычник колеблется лишь в том, проникает ли эта жизненная сила насквозь весь предмет или живет в нем в виде отдельного «духа». Впоследствии начинает преобладать последнее мнение. Но, во всяком случае, является воззрение так называемое анимистическое. Дерево, камень, ветер, молния заключают в себе сознание, волю. С этим рождается и фетишизм. Необыкновенный, легко запоминаемый предмет, в связи с которым произошло нечто благоприятное или неблагоприятное, начинает рассматриваться как местопребывание опасного или благодетельного духа. Ко множеству духов присоединяются еще и души предков.
Их появление понятно. Уже сны показывают потомку, что его умерший предок не уничтожился. Он является во сне, дает советы и требует услуг, как было при жизни. Значение духов предков возрастало даже в огромной степени, так как дух отца, деда и т. д. возбуждал больше доверия. Он заботился о своей семье и роде при жизни. Естественно, что он не оставляет их и после смерти. Он требует себе жертвы (пищи), но и сам помогает потомству. Законы Ману представляют весьма трогательные картины взаимопопечения потомков и духов предков. Сверх того, прародитель рода мало-помалу легко начинает казаться порождавшим мир или части его. В индийском культе предки получили именно такое высокое место, и Ману Сваямбху, будто бы участвовавший в создании мира, был не более как отдаленным предком важнейшего клана индийских арийцев. Первые боги были предками и в Египте. В мифологических представлениях предки и первые цари (что было одно и то же) становились высшими божествами в Египте. Дьяус питар (Дьяус-отец. – Ред). Индии был и богом, и отцом. Самое имя Юпитера (Ю-Питер) (от лат. шуаге – помогать. – Ред). римлян показывает его характер предка. Так вселенная наполнилась бесчисленным количеством духов.
«Аккадская магия, – говорит Ленорман, – основана на веровании в бесчисленных личных духов, распространенных во всех уголках природы (Ленорман Франсуа (1837–1883) – французский археолог, профессор Сорбонны). Это одна из самых грубых концепций сверхестественной и неведомой силы, правящей миром». По мере того как жреческая вдумчивость вносила некоторую классификацию в бесчисленный сонм отдельных сил этих, сводя их к категориям, количество духов, значительно сократившись, все-таки оставалось огромным. «Одна табличка Ниневийской библиотеки считает 7 величественных и верховных божеств, 50 великих богов неба и земли, 300 духов небес и 300 духов земли» (Francois Lenormand. La Magie chez les Chaldiens et les origins Accadiennes. Paris, 1874. C. 112; Ф. Ленорман. Халдейская магия и начала аккадов. – Ред). Это еще не считая злых духов.
У египтян, говорит Масперо, (G. Maspero. Histoire ancienne des peoples de l’Orient Classique. T. I. Гл. 2. С. 79–127; Г. Масперо. Древняя история народов классического Востока. – Ред. Масперо Гастон Камиль Шарль (1846–1916) – французский египтолог. Был в Египте «директором древностей и раскопок»), было множество богов. Каждая область (нома) имела своих. И хотя главные боги в разных областях были сводимы жреческой философией в такие же категории, как различные имена одного и того же божества, однако же Египтом владел целый народ богов. Это были боги с очень узким существованием, представляли собою одну какую-нибудь функцию, один момент существования человека или вселенной. Когда являлась эта функция – являлся и бог, проходила она – исчезал и он до следующего раза. Были боги утреннего и вечернего солнца, разных времен года, тех или иных случаев жизни человека (рождение, смерть и т. д.). В общей сложности боги были повсюду.
В подкладке этого, очевидно, было понятие о личном проявлении общего божественного элемента мира. Так было везде.
«По мнению Узенера, – говорит Э. Леманн (Узенер Герман (1834-?) – профессор Боннского университета, филолог-классик. Автор книги «Эпикурей» 1887; Иллюстрированная история религии. Под ред. Шантепи де ла Соссе, статья д-ра Леманна. СПб., 1913. С. 252–394), – древнеевропейские религии ведут свое начало от почитания чисто случайных божеств, богов отдельного случая или момента. Эти божества имели значение только для одного определенного процесса или иногда отдельного факта природы или человеческой жизни. Известно, что эта ступень развития сохранилась в римской религии с ее индигетаментальными богами (т. е. богами, которым приносили молитвы по разным случаям и потребностям жизни; indigetes).
Греки, в древнейшие, доступные нашему взору времена, стояли совершенно на той же индигетаментальной ступени развития. Следы этого мы находим повсюду. Бесчисленные отдельные боги существуют для процесса роста в природе и для успешного произрастания полевых хлебов и т. д. В Риме это видно по сохранившимся индигетаментальным спискам божеств. «Существа, которым поклонялись римляне, были скорее божественными сущностями, чем личными богами... Число богов, значащихся в жреческих индигетаментах, определить невозможно. Всякое отдельное состояние, всякое действие, всякий класс предметов имели особых духов-защитников... Были боги рождения, боги брака, боги, которые защищали дитя и мать, боги, помогавшие развитию ребенка, одни – в раннем возрасте, другие – в более позднем... Маленького ребенка учили есть и пить Эдука и Потина, Куба охраняла его постель, Оссипаго укрепляла его кости, Карна – его тело, Статан учил стоять, Абеона и Адеона – ходить, Фабулин, Фариг, Локуций – говорить... Все части дома имели своих богов: Фуркул охранял двери дома, Лимент – пороги и т. д. На Бубоне лежало попечение о быках, на Эпоне – о лошадях, на Палесе – об овцах. Пастухи почитали Флору и Сильвана, садовники – Путу и Помону и т. д».
Здесь мы имеем очень поучительную картину последствий забвения о том, что такое Создатель мира. Бог в единственном и прямом смысле. Ощущение бытия духовных свойств не исчезает у человека, так как он их чувствует в себе. Отсюда умозаключение, что эти свойства существуют и вне нас, в природе. Но природа в своей целости не охватима умственным взором, который не удержал в представлении даже Единой Личности Создателя. Природа является в виде отдельных бесчисленных предметов и явлений. Отсюда у человека получается представление о бесчисленном количестве духов, которые и считаются «богами», так как силы природы оказываются постоянно более могущественными, чем силы человека. Человек чувствует свою зависимость от них, и бесчисленные божки сил природы являются для него существами более высокими, чем он сам. Таким образом, забытая Единая Личность Создателя мира, так сказать, распыляется в природе чуть не на атомы.
Это есть максимальная степень забвения о действительном Боге.
Впоследствии начинается процесс как бы концентрации божественного элемента, утопленного в природе. Начинаются первые зародыши философии в религии, появляясь, естественно, в жреческом мире как таковом, который постоянно присматривается к бесчисленным божествам сил природы. Присматривание к силам природы, выражающимся во всех этих Эдуках, Статанах, Локуциях, Фуркулах, Сильванах, Помонах и т.д., обнаруживает, что эти отдельные существа распадаются на родственные группы, на классы одной сущности. Тогда начинается классификация богов и соединение нескольких однородных божков в одного. Такой процесс идет вперед по мере того, как силы и явления, в которых усматривается духовная сущность, сводятся в меньшее и меньшее число категорий, пока, наконец, мысль не достигает убеждения, что все они, по существу, составляют одну природу, одну великую душу, неразделимую от материи природы. Так анимизм через различные стадии политеизма переходит наконец в пантеизм.
Это, однако, есть процесс позднейший, результат уже известной философии бытия, о чем будет сказано ниже. Прежде всего нужно отдать себе отчет о религиозных последствиях, которые получились вследствие указанного распыления Божества на бесчисленные явления и предметы бесконечной природы.

Тихомиров Лев Александрович

Религиозно-философские основы истории





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Религии, учения | Просмотров: 379 | Добавил: mogilevec| | Теги: смысл истории, история, Библия, историософия, Божественное Откровение, философия, философия истории, Лев Тихомиров, религия, Священное Писание | Рейтинг: 2.3/9

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 4
0
1 mogilevec   (07.11.2018 10:37)

0
2 DVslav   (07.11.2018 12:30)
"Но, собственно Бхагавад-Гита, вставленная в поэму позднее, представляет воспроизведение какого-то очень древнего учения. "

Это учение о Бхагавата-дхарме (санатана-дхарме). Все нынешние религии что-нибудь имеют в своей основе от этих изначальных Знаний. На Земле они присутствуют в сокращённом варианте, адаптированы для сознания людей. Не для нынешних, а вообще. Для нынешних- тем более, лишь главная суть даётся.

0
3 mogilevec   (07.11.2018 12:50)
Христианская религия есть не только религия, но именно религия восстановленная. Догматы о Боге в самом себе и в Его общем отношении к мiру и человеку, которые прежде мы изучить старались, принадлежат Христианству, вообще как религии, и имели бы место в религии первобытной, если бы человек сохранил ее: потому что и Адам знал не другого Бога, как Бога истинного, след. триипостасного Бога-Творца и Промыслителя, которому обязан был повиноваться и воздавать надлежащее почитание, – в чем и выражалась с его стороны первобытная религия.
...догматы, принадлежащие Христианству, собственно как религии восстановленной, – догматы о Боге-Спасителе и об особенном, сверхъестественном отношении Его к падшему человеку, догматы такие, которые не могли иметь места в религии первобытной, и составляют самое средоточие и сущность проповеди евангельской. Мы проповедуем Христа распята (1Кор. 1, 23); не судих видети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1Кор. 2, 2), говорил св. апостол Павел, желая обозначить главнейший предмет христианского благовестия.

Важность этих догматов возвышается для нас еще от особенной их к нам близости. Прежде, при свете Откровения, мы созерцали Бога, как Существо высочайшее, с Его бесконечными совершенствами, в Его неприступной Троице; созерцали Бога-Творца и Промыслителя, общего для всех тварей, а в числе прочих и для нас. Теперь узрим Бога, приближающегося к нам до самой крайней степени, и приискренне приобщающегося нашей плоти и крови (Евр. 2, 14); будем видеть Его, преимущественно как Бога нашего, как нашего Воссоздателя, нашего Промыслителя, нашего Искупителя и Мздовоздаятеля, который, если простирает дарованные нам блага и на другие твари, то распростирает только чрез нас.


митрополит Макарий (Булгаков)
Православно-догматическое Богословие. Том 2

0
4 DVslav   (07.11.2018 15:10)
В учении "Сознание Кришны" говорится всё примерно то же самое, только раскрыто гораздо глубже. Намного глубже. Это инструкция для достижения Любви и царства Бога, подходящая человеку с любым уровнем духовности, с любым уровнем сознания.

Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [867]Безумный мир [1626]Взаимоотношения людей [734]Войны и конфликты [1155]
Гипотезы и версии [7475]Дом, сад, кулинария [2272]Животные и растения [1725]Здоровье, психология [2853]
Искусство, литература, поэзия [466]История, археология [2454]Мир вокруг нас [2019]Мировые новости [2817]
Наука и технологии [741]Непознанное [2393]НЛО и уфология [612]Общество [4472]
Прогнозы ученых,исследования [238]Происшествия, чп, аварии [1006]Предсказания и астрология [568]Религии, учения [349]
Российские новости [4287]Советы и истории из жизни [583]Стихия, климат, экология [1313]Феномены и аномалии [638]
Фильмы и видео [2439]Частное мнение [4402]Это интересно! [2861]Юмор, афоризмы, притчи [1787]


ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 171
Пользователей: 159
Сейчас комментируют: 12

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!


Мы комментируем

На форуме

СТИШКИ

(2442)

«Я»

(109)



Интересное сегодня
Бари Алибасов женился на экс-супруге Василия Шукшина (8)
В нашей стране возможно все! (4)
Короткий эпизод из интервью Путина, вызвавший настоящий шквал пророссийских настроений в Германии (0)
Первый раз вижу полную версию этого стихотворения! (2)
Владимир Зеленский – новый президент Украины (16)
А.Тюняев: с самолетов в виде тех самых химиотрасс распыляют "умную" нанопыль. (0)
Управленцы ЖКХ попросили защитить их от народа (7)
ПОЧЕМУ ОНИ ПРЕЗИРАЮТ НАРОД? (37)
Установлена личность погибшего на взлетной полосе в «Шереметьево» (1)
Видео с необычными существами появилось в интернете. (2)

Новости готовят...

Новостей: 11412

Новостей: 7970

Новостей: 6839

Новостей: 6772

Новостей: 3807

Новостей: 3234

Новостей: 2900

Новостей: 2500

Новостей: 1180

Новостей: 1138

Активность на форуме

Постов на форуме: 3026
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2236
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2109
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 1822
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 1673
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 1046
Группа: Друзья Нашей Планеты

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 10383
Группа: Друзья Нашей Планеты
Geda
Комментариев: 9565
Группа: Проверенные
надёжа
Комментариев: 6866
Группа: Проверенные
Микулишна
Комментариев: 6094
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 5364
Группа: Проверенные
omygod
Комментариев: 4655
Группа: Проверенные

Загрузка...


18+