Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | ВТОРАЯ ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 23.11.2017, 02:51
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА

вложение денег
Форма входа
Логин:
Пароль:

Загрузка...

Другие новости


Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 80
Пользователей: 73
Сейчас комментируют: 7

Загрузка...

Новости сегодня
Самый точный гороскоп на 2018 год! Наконец-то ВСЁ, о чём просила, СБУДЕТСЯ! (0)
Раскроем все секреты женщин для каждого знака Зодиака (0)
Аннотация к Семейной Ссоре: Читать Всем. Применять Каждому (0)
Советы Ирины Хакамады (0)
Тест: Что о тебе думают люди? (0)
Самые приятные звуки для человеческого слуха (0)
Гороскоп на 23 ноября 2017 г. (0)
Общая черта всех Великих Женщин (0)
Уберите стену. Роберт Адамс (1)

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВ до 07.07.2017ФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрономия и космос [260]Безумный мир [442]Взаимоотношения людей [99]Войны и конфликты [314]
Гипотезы и версии [876]Дом, сад, кулинария [565]Животные и растения [508]Здоровье, психология [873]
Искусство, литература, поэзия [82]История, археология [773]Мир вокруг нас [593]Мировые новости [836]
Наука и технологии [217]Непознанное [816]НЛО и уфология [156]Общество [1294]
Прогнозы ученых,исследования [68]Происшествия, чп, аварии [216]Предсказания и астрология [172]Религии, учения [31]
Российские новости [1162]Советы и истории из жизни [74]Стихия, климат, экология [414]Феномены и аномалии [166]
Фильмы и видео [814]Частное мнение [1439]Это интересно! [957]Юмор, афоризмы, притчи [622]


20:08
Научное осмысление. Почему людям трудно отказаться от религии ?


Новые атеисты называют религию отравляющей смесью лжи. Но что если вера в сверхъестественное естественна?

Один американский ученый, посетивший дом Нильса Бора, обладателя Нобелевской премии по физике, бежавшего от нацистов и ставшего одним из ведущих участников Манхэттенского проекта, в результате которого была создана атомная бомба, был крайне удивлен, увидев подкову, висящую над рабочим столом Бора. «Вы же не верите, что подкова принесет вам удачу, профессор Бор?— спросил он. — В конце концов, будучи ученым…».

Бор засмеялся. «Разумеется, я не верю в такие вещи, мой друг. Совершенно не верю. Я попросту не могу верить во всю эту чушь. Но мне сказали, что подкова приносит удачу независимо от того, верите вы в это или нет».

Доминик Джонсон (Dominic Johnson), рассказавший эту историю, признает, что Бор, вероятнее всего, пошутил. Однако в ответе физика заключена очень важная и правдивая мысль. Люди постоянно ищут в происходящих с ними событиях некий сценарий, который выходит за границы системы причин и следствий. Независимо от того, насколько, по их мнению, их взгляд на мир определяется наукой, они продолжают мыслить и действовать так, будто за их жизнями наблюдает нечто надчеловеческое. Джонсон пишет следующее: «Люди по всему миру верят — осознанно или неосознанно — что мы живем в справедливом мире или в нравственной вселенной, где люди всегда получают по заслугам. Наш мозг работает таким образом, что мы не можем не искать некий смысл в хаотичности жизни».

Будучи эволюционным биологом, получившим образование в Оксфорде и защитившим докторскую диссертацию по политологии, Джонсон считает, что стремление отыскать сверхъестественное объяснение естественных процессов универсально — «всеобщая черта человеческой природы» — и оно играет важную роль в поддержании порядка в обществе. Выходя далеко за пределы культур, определяемых монотеизмом, оно «пронизывает самые разные культуры по всему миру во все исторические периоды, от племенного сообщества… до современных мировых религий, включая атеизм».

Награда и наказание могут исходить не только от единого вездесущего божества, как считается в западных обществах. Функция обеспечения справедливости может быть распределена между огромной невидимой армией богов, ангелов, демонов, духов, или она может реализовываться неким безликим космическим процессом, который вознаграждает за хорошие дела и наказывает за плохие, как в случае с буддистской концепцией кармы. Человеческое сознание требует наличия некоего нравственного порядка, выходящего за пределы любых человеческих институтов, и ощущение того, что наши действия подвергаются оценке со стороны некой сущности, пребывающей за пределами естественного мира, играет вполне конкретную эволюционную роль. Вера в сверхъестественную награду и наказание, как ничто другое, способствует социальному взаимодействию. Вера в то, что мы живем под каким-то сверхъестественным руководством — это вовсе не пережиток суеверий, который в будущем можно будет просто отбросить, а механизм эволюционной адаптации, который присущ всем людям.

Это тот вывод, который вызывает гневную реакцию со стороны нынешнего поколения атеистов — Ричард Доукинс (Richard Dawkins), Дэниэл Деннетт (Daniel Dennett), Сэм Харрис (Sam Harris) и другие — для которых религия — это смесь лжи и заблуждений. Эти «новые атеисты» — наивные люди. С их точки зрения, которая берет свое начало в философии рационализма, а не в теории эволюции, человеческое сознание — это способность, которую человек стремится использовать для создания точного представления о мире. Такая точка зрения заключает в себе проблему. Почему большинство людей — по всей планете и во все времена — так привержены той или иной версии религии? Это можно объяснить тем, что их сознание было деформировано зловредными священниками и дьявольской элитой власти. Атеисты всегда питали слабость к такого рода демонологии — в противном случае они попросту не смогли бы объяснить чрезвычайную живучесть взглядов и убеждений, которые они считают отравляюще иррациональными. Таким образом, укоренившаяся человеческая склонность к религии является проблемой существования зла для атеистов.

Но что если вера в сверхъестественное естественна для людей? С точки зрения тех, кто воспринимает теорию эволюции достаточно серьезно, религии — это не интеллектуальные ошибки, а адаптации к опыту жизни в мире, полном неизвестности и опасностей. Нам необходима такая концепция, в рамках которой религия понимается как неисчерпаемо сложный набор верований и практик, которые сформировались с целью удовлетворения человеческих потребностей.

Книга «Бог наблюдает за тобой» («God Is Watching You») — это широкомасштабная и чрезвычайно интересная попытка исправить этот недостаток. Эта написанная живым языком и изобилующая яркими примерами книга рассказывает, как вера в сверхъестественное наказание может усмирить кратковременное своекорыстие и укрепить общественную солидарность. Одним из важных свидетельств этого стало революционное исследование, проведенное двумя психологами, Азимом Шариффом (Azim Shariff) и Ары Норензаяном (Ara Norenzayan), в ходе которого участникам предлагалось сыграть в игру «Диктатор»: им выдавалась некая сумма денег, и они были вольны поделиться ими так, как они посчитают нужным, с неизвестным им человеком. Поскольку их выбор оставался тайной и участникам не угрожали никакие негативные последствия их решения, самым естественным ответом Homo economicus должно было стать решение оставить все деньги себе. Некоторые участники именно так и поступили. Множество исследований показали, что некоторые люди отдавали незнакомцу примерно половину денег, а те участники, которые придерживались той или иной религии или веры, обычно отдавали еще больше.

Дальнейшие эксперименты показали, что страх перед сверхъестественным наказанием оказался более эффективным средством борьбы с эгоистичным поведением, чем надежда на сверхъестественную награду. Божество, следящее за нашими плохими поступками, порождает довольно удушающую картину мира, а идея о том, что людей проще всего контролировать при помощи страха рисует перед нами довольно неприглядный портрет человека. Тем не менее, вера в наказывающего бога может стать удивительно мощным инструментом воздействия на поведение людей, который применяется для поддержания социального порядка. Многие могут возразить, что та нравственность, которую навязывает нам вера в сверхъестественное, зачастую носит чрезвычайно репрессивный характер. Вне всяких сомнений, так оно и есть, тем не менее, довольно трудно понять, какие аргументы новые атеисты могут привести, чтобы опровергнуть идею о том, что нелиберальные нравственные системы могут иметь эволюционную ценность. В конце концов, слишком немногие сообщества сумели оставаться либеральными на протяжении длительного периода времени. Либеральные ценности могут оказаться всего лишь мгновением в безграничном процессе эволюции. Хотя нынешнее поколение атеистов предпочитает забывать об этом факте, именно такой вывод сделали мыслители-атеисты прошлого — коммунисты, позитивисты и многие социальные инженеры — которые пытались флиртовать с эволюционной этикой.

Приводя в пример другие подобные экспериментальные исследования, показавшие сходные результаты, Джонсон формулирует мощную аргументационную базу для обоснования эволюционной роли религии в процессе укрепления социального взаимодействия. Сделав это, он добавил еще одну главу в длительный спор о том, как наука соотносится с религией. И его аргументы оказались довольно обоснованными. Во-первых, далеко не все религии сосредотачиваются вокруг сверхъестественной сущности, чья главная задача заключается в наказании людей за их грехи. В пантеоне Древней Греции боги могли быть такими же ненадежными и непредсказуемыми, как и сами люди — если не больше: Гермес, покровитель воров, купцов и ораторов, славился своей хитростью и умением обводить вокруг пальца людей и других богов. В Римской и Вавилонской цивилизациях существовало множество практик поклонения сверхъестественному, однако их боги не были носителями нравственности и не угрожали наказанием тем, кто нарушает каноны хорошего поведения. Джонсон обращает внимание на эту проблему:

Если наказание со стороны сверхъестественной сущности призвано уменьшить степень эгоизма и подвигнуть к хорошему поведению, тогда остается загадкой, почему некоторые сверхъестественные агенты не только не способны наказать, но и наказывают невиновных. Почему, к примеру, некоторые греческие боги были такими ревнивыми, мстительными и злопамятными? Почему в Книге Иова абсолютно добрый Бог насылает очевидно несправедливые и незаслуженные наказания на невинного человека? Почему некоторые сверхъестественные сущности противостоят друг другу? Бог и сатана — самый очевидный пример, но это явление можно обнаружить повсюду. Греки, к примеру, могли обратиться к одному богу за помощью и защитой от другого.

Хотя Джонсон признает, что эти примеры, на первый взгляд противоречат его теории, он считает их скорее исключениями. «Главное — это всеобщая тенденция… Капризные боги являются проблемой для теории сверхъестественного наказания не больше, чем существование коррумпированных политиков для теории демократического правления. При наличии достаточно большого выбора — или достаточно регулярных выборов — суть становится очевидной». Другими словами, процесс эволюции сделает неизбежным сохранение тех религий, которые способствуют социальному взаимодействию, поддерживая веру в сверхъестественное наказание. Проблема заключается в том, что это скорее незаполненный чек, чем фальсифицируемая гипотеза. Вывод о том, что религия является механизмом эволюционной адаптации, неизбежен, если рассматривать человека в дарвиновских терминах. Но утверждать, что эволюция благоволит к тем религиям, в центре которых стоит идея божественного наказания — это другое. Никто никогда не пытался выявить механизм отбора среди религий, и неясно, будет ли этот механизм действовать в случае с отдельными людьми, социальными группами или их комбинациями. Это те вопросы, ответы на которые ищут все теории культурной эволюции. В конечном счете, эти теории могут оказаться не более чем неуместными аналогиями и бессмысленными метафорами.

Джонсон имеет довольно веские основания утверждать, что потребность найти некий смысл в случайных событиях глубоко укоренилась в людях. В данном случае история атеизма может послужить довольно поучительным примером. Джонсон посвящает длинную главу тому, что он называет «проблемой атеистов», утверждая, что, подобно всем остальным представителям человеческого рода, атеисты «склонны к размышлениям о сверхъестественном», которые в их случае принимают форму «суеверий и суеверного поведения». Возможно, это действительно так, однако это не самое важное, что можно сказать о стремлении атеистов удовлетворять те потребности, которые призвана удовлетворять религия. Атеистические движения прошлых столетий — почти без исключений — свидетельствуют об их потребности в нахождении смысла, которая заставила их скопировать многие модели мышления, характерные для монотеизма и, в частности, для христианства.

С точки зрения христиан, человеческая история — это не бесконечная последовательность циклов — этой концепции придерживались также греки и римляне, к примеру — а история совершенно определенного свойства. В отличие от политеистов, которые искали и находили смысл иными путями, христиане сформулировали смысл жизни посредством мифического повествования о стремлении человечества к спасению. Этот миф пропитывает воображение бесчисленного количества людей, которые уверены, что они уже оставили религию в прошлом. Светский стиль современного мышления обманчив. Марксистские и либеральные идеи «отчуждения» и «революции», «марша человечества» и «прогресса цивилизации» — это те же самые мифы о спасении, просто немного замаскированные.

Для некоторых атеизм — это не более чем абсолютное отсутствие интереса к концепциям и практикам религии. Однако в форме организованного движения атеизм всегда оставался суррогатной верой. Евангелистский атеизм — это вера в то, что массовый переход в безбожие способен полностью трансформировать мир. Это всего лишь фантазия. Основываясь на истории последних нескольких веков, неверующий мир точно так же склонен к жестоким конфликтам, как и верующий мир. Тем не менее, вера в то, что без религии человеческая жизнь существенно улучшится, продолжает жить и утешать множество людей — что лишний раз подтверждает в сущности религиозный характер атеизма как движения.

Атеизму не обязательно становиться евангелическим культом. Можно найти множество мыслителей, которым удалось оставить после себя мифы о спасении. Американский журналист и иконоборец Генри Менкен (Henry Mencken) был воинствующим атеистом, который получал удовольствие, критикуя верующих. Но он делал это ради насмешки, ради критики, а не для того, чтобы обратить их в атеизм. Его не волновало, во что верят другие. Вместо того чтобы жаловаться на неизлечимую человеческую иррациональность, он предпочитал смеяться над тем зрелищем, которое она собой представляет. Если монотеизм, с точки зрения Менкена, был забавным проявлением человеческой глупости, можно предположить, что он нашел бы современный атеизм не менее занятным.

Несомненно, в новой атеистической смеси дарвинизма и воинствующего рационализма присутствует некий элемент комедии. Нет никаких способов привести модель мышления, унаследованную от Декарта и других философов-рационалистов, в соответствие с открытиями эволюционной биологии. Если вы согласны с Дарвином в том, что люди — это животные, которые эволюционировали под давлением естественного отбора, то вы не можете утверждать, что наше сознание способно привести нас к истине. Нашим главным императивом будет выживание, и любая вера, способствующая выживанию, будет выходить на первый план. Возможно, поэтому мы так стремимся искать закономерности в потоке событий. Если такой закономерности нет, то наше будущее будет зависеть от случайности, а это весьма удручающая перспектива. Вера в то, что наши жизни протекают под контролем некой сверхъестественной сущности, становится утешением, и, если эта вера помогает нам пережить все несчастья, то утверждения о ее необоснованности уже не имеют никакого значения. С точки зрения эволюции, нерациональная вера — это не случайный дефект человеческого рода. Именно она сделала нас теми, кем мы стали. Зачем же в таком случае демонизировать религию?

Джонсон делает вывод, что попытки покончить с религией — это крайне безрассудный шаг. «Предположения о том, что эта старая сложная машина, которую мы собрали в своем эволюционном гараже, больше нам не нужна и что ее можно отправить на свалку истории, выглядят довольно поспешными, — пишет он. — Возможно, позже она нам еще понадобится». Логика аргументов Джонсона указывает в совершенно ином направлении. Если религия — это механизм эволюционной адаптации, отказ от нее не столько безрассуден, сколько попросту невозможен.

Ирония в случае с современным атеизмом заключается в том, что он преддарвиновский. Находя закономерности и смысл в хаосе событий, религии предоставляют людям то, чего не может дать наука, но чего отчаянно ищет подавляющее большинство людей. Поэтому новые атеисты превратили науку в религию — в евангелие просвещения, которое способно вывести человечество из тьмы на свет. Одержимые этой эрзац-верой, которая обладает теми же недостатками, что и традиционная религия, и при этом не предлагает никаких путей к спасению, наши воинствующие атеисты абсолютно забывают о своей собственной потребности в вере. Нужно быть по-настоящему гениальным ученым, таким как Бор, чтобы видеть и утверждать очевидное.





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Общество | Источник: http://nashaplaneta.su| Просмотров: 331 | Добавил: Pantera| | Теги: религии, осмысление., научное, отказаться, людям, Трудно, от, почему | Рейтинг: 4.2/5

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 7
0
1 Электрон   (26.10.2017 20:19)
Абсолютно никаких трудностей...

0
2 qwert777   (26.10.2017 20:24)
Автор Джон Грей Великобритания -бред недоросля
+++Будучи эволюционным БИОЛОГОМ, получившим образование в Оксфорде и защитившим докторскую диссертацию по ПОЛИТОЛОГИИ...+++
Этого достаточно, чтобы понять, что Джонсону приказали подчинить эволюцию политике.
Следует заметить, что атеизм - тоже религия, вера в то, что Бога нет!
Сможет ли Джонсон доказать, что Бога нет?
Сомневаюсь...

0
3 nikolaiparasochko   (26.10.2017 21:10)
Просто хочется верить в ВЫСШИЕ силы. Нами управляют.

0
4 Geda   (26.10.2017 23:00)
Все еще проще. Это отсутствие забытых в веках Знаний, с потребностью все объяснить. А в результате- как игра в "Глухой телефон". Что-то, где-то, как-то....
Но, не то, что было в Реале.
И "Планета Обезьян" в этом плане с ИХ Патриархом, очень показательна.
Ибо, и нас, ну... примерно тоже самое произошло. cool

-1
5 Карыч   (27.10.2017 07:27)
Вера.- неосознанное стремление Души

0
6 Микулишна   (27.10.2017 08:30)
Капризники вы великовозрастные, вот что. Забыли, что только сейчас наступило время информационного изобилия, а тысячелетия люди были вынуждены пробавляться серой обыденностью. А религия помимо пут предлагала еще и увлекательные сюжеты про жизнь богов или избранных из народов.Храмы были доступны всем слоям населения и представляли собой ту же разукрашенную сказку.А у людей помимо хлеба насущного есть потребность и пищи для ума, воображения, мечты, надежды - вот религия и использует умело эти врожденные качества. Человек, который имеет устройство мозга, способного к синтезу и анализу, а не как у животных, тысячелетия живет как животное - где ему еще искать окно в высший мир как только не в религии. Клир просто умело пользуется этой потребностью человека.
Вот и на картинке - роспись Рафаэля. Почему в советское время была так успешна борьба с религией - потому что взамен старой доктрины о загробном блаженстве предлагалось строить прекрасный мир прямо тут, на Земле. А нынешние богоборцы что делают: отнимая у людей картину светлого будущего взамен не предлагают ничего, только ехидную критику. Социализм они не любят, мрачное прошлое им тоже не нравится - а что нравится: безыдейность, нигилизм и пофигизм?

0
7 Микулишна   (27.10.2017 08:55)
Причем, обилие и доступность информации не побуждает критиков к осмыслению истории и причин религии: они даже не задумываются во что обошлось человеку прошлого отрицание верования. Клир всегда пристально следил за соблюдением установленных им правил и у него было достаточно средств, чтобы привести заблудшего в "стадо". Попробовали бы в Средневековье открыто отказаться от церковных ритуалов - новатору быстро обеспечили бы циновку в палате общего пользования и процедуры в пыточной. Атеизм был вызовом всему обществу, а вовсе не личным делом.

Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [260]Безумный мир [442]Взаимоотношения людей [99]Войны и конфликты [314]
Гипотезы и версии [876]Дом, сад, кулинария [565]Животные и растения [508]Здоровье, психология [873]
Искусство, литература, поэзия [82]История, археология [773]Мир вокруг нас [593]Мировые новости [836]
Наука и технологии [217]Непознанное [816]НЛО и уфология [156]Общество [1294]
Прогнозы ученых,исследования [68]Происшествия, чп, аварии [216]Предсказания и астрология [172]Религии, учения [31]
Российские новости [1162]Советы и истории из жизни [74]Стихия, климат, экология [414]Феномены и аномалии [166]
Фильмы и видео [814]Частное мнение [1439]Это интересно! [957]Юмор, афоризмы, притчи [622]


ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 80
Пользователей: 73
Сейчас комментируют: 7

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!


Мы комментируем

На форуме

СТИШКИ

(685)

НОД

(18)

СЛОВО

(41)



Интересное сегодня
Уберите стену. Роберт Адамс (1)
Тест: Что о тебе думают люди? (0)
Общая черта всех Великих Женщин (0)
Гороскоп на 23 ноября 2017 г. (0)
Советы Ирины Хакамады (0)
Самые приятные звуки для человеческого слуха (0)
Аннотация к Семейной Ссоре: Читать Всем. Применять Каждому (0)
Раскроем все секреты женщин для каждого знака Зодиака (0)
Самый точный гороскоп на 2018 год! Наконец-то ВСЁ, о чём просила, СБУДЕТСЯ! (0)

Новости готовят...

Новостей: 2897

Новостей: 2015

Новостей: 1736

Новостей: 1734

Новостей: 1199

Новостей: 1044

Новостей: 897

Новостей: 799

Новостей: 385

Новостей: 367

Активность на форуме

Постов на форуме: 895
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 726
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 704
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 589
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 423
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 373
Группа: Проверенные

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 4233
Группа: Друзья Нашей Планеты
надёжа
Комментариев: 2083
Группа: Проверенные
игорьсолод
Комментариев: 1899
Группа: Проверенные
Микулишна
Комментариев: 1800
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 1709
Группа: Проверенные
Электрон
Комментариев: 1525
Группа: Проверенные

Загрузка...


18+