Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Пятница, 19.04.2024, 15:56
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа
Логин:
Пароль:

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 94
Пользователей: 88
Сейчас комментируют: 6


Новости сегодня
Измени свою жизнь за 40 дней (0)
Бывает же такое : русские диверсанты в Германии. (0)
Совершенно дикая история. В Москве нелегальный мигрант зарезал русского парня за замечание. (0)
Цугцванг западу, прювет релокантам, или особенности двойного налогообложения (0)
праздничный «пасхальный» стол (0)
Открывая окно или балкон, убедитесь, что ваш ребёнок будет в безопасности! (0)
Орбан призвал к смене власти в ЕС (1)
WSJ: Россия демонстрирует на Украине, что поддержка Запада бесполезна (0)
За подготовку покушения на Зеленского задержали поляка (0)
ПВО сбила 25 воздушных целей на подлете к Белгороду (0)
Дипломаты арабских стран покинули СБ ООН во время выступления постпреда Израиля (0)
Жительница Озёрска развела в квартире крыс, считая их мангустами (1)
Атака русской армии под Очеретино рушит оборонную тактику ВСУ (0)
Что делать, если увидел дрон? Инструкция (0)
Эксперты допустили снижение цен на бензин на АЗС в РФ (0)
«А потом мир погас» (1)
Жена Николая Носкова рассказала о его здоровье (0)
Уже не фантастика. ИИ стал обычной частью нашей жизни (0)
Куда обращаться по компенсации коммунальных услуг (0)
Женщинам из ВСУ выдали один бронежилет на троих (1)

Новости готовят...

Новостей: 28311

В архиве: 11391

Новостей: 8060

В архиве: 11931

Новостей: 4168

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 2825

В архиве: 4005

Новостей: 1329

В архиве: 338

Новостей: 1279

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6967

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]


12:47
"БОЛЬШАЯ СИСТЕМА": ОДУШЕВЛЕНИЕ

Продолжаем публикацию глав из книги А.Леонидова "ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ: Происхождение. Значение. Перспективы". В предыдущих главах, на основании свободы воли человека, включая и свободу злой воли - автор доказывал, что ни нужды производства, ни нужды войны не могли создать государства и устойчивого общества. Это он развивает, анализируя ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Главная ошибка тех, кто выводил отсюда цивилизацию – в наделении самостоятельной личностью макросистем. Берётся нечто, выгодное государству, народу, обществу, партии в целом (например, народная нравственность). И предлагается к исполнению этой большой системе, как будто она неделимая личность. Но любое большое общество – лишь условность и во многом случайная комбинация. Она состоит из реальных личностей, как элементов, а одной, общей личности у неё нет.

Например, КПСС состояла из Горбачёва, Яковлева, Шеварднадзе, первых секретарей обкомов и райкомов – и нелепо этой разношёрстной публике приписывать единую личность и единый инстинкт самосохранения. Большая система – это явление неодушевлённое, она так же равнодушна к своему разрушению, как равнодушна к нему машина, компьютер, строение. А вот у личностей, составляющих систему, есть личные интересы: продвинуться, разбогатеть, отомстить и т.п.

И в итоге получается, что большая система – заложница мелких и личных страстей её слагающих. Система не делает того, что было бы выгодно ей, как системе – потому что она неодушевлённый механизм. Система зависима от слагающих её личностей, с ними добивается величия – или краха (что, впрочем, механизму безразлично).

Большая единая и в то же время активная личность есть только у религиозного общества. Даже атеист вынужден будет признать, что в таком обществе участники, по крайней мере, предполагают кого-то, кроме себя самих. А в КПСС ничего подобного не было, если не считать «вечно живого» Ленина, оказавшегося в итоге и не живым, и не вечным.

Если капитан направил корабль на камни – корабль и не подумает сворачивать. Точно так же ведёт себя и любая макро-система, когда захватившие управление ею мошенники ведут её к гибели. Поэтому рассуждать что было бы выгодно для государства и народа – можно только в том случае, если ты считаешь государство и народ живой личностью. А иначе никому не интересно – что было бы «выгодно в целом и всем», когда есть выгода в частности и конкретно твоя.

Поэтому всякий успех производительных сил увеличивает не перспективы развития этих сил, а перспективы их разграбления. Чем больше успех – тем выше вероятность нападения и расхищения в ближайшее же время. Если оборонительные стены (непременный атрибут развитой цивилизации) сдержат внешний напор мародёров – то всё достанется внутренним мародёрам, и не более того.

Например, об одном из древнейших городов мира (раскопки городища Сузы I не имеет нижней датировки) – до сих пор спорят: сожгли ли его соседние воинственные дикие горцы в результате удачного набега, или же уничтоживший город пожар – следствие восстания народных масс самих Суз-I?

При этом вопрос – кто виноват в смутах и бунтах, дегенеративные верхи или революционные низы? – с точки зрения наших взглядов представляется бессмысленным.

Виновата деинфинизация психологии, локализм как верхов, так и низов. Если генерал, вместо того, чтобы добросовестно выполнять свой долг, займётся личными делами и выгодами службе в ущерб – это разлагает армию. То же самое можно сказать и о солдате. Когда приоритет вечных ценностей сменяется хищным нюхом на локальное рвачество, то верхи начинают думать, что мало шкур дерут с низов, а низы – что верхи их слишком притесняют. Одни хотят забрать всё – другие не хотят отдавать ничего.

В итоге сыпется вся система. Безусловно, высшие слои своим эгоизмом и рвачеством разлагают и отравляют народную нравственность; но и наоборот – если массы растлены, то они и ангельской воли не послушают. Наивно считать офицерскую жестокость единственной причиной дезертирства солдат: есть ещё и очень простые, понятные трусость, тупость, эгоизм и т.п., никакого отношения к офицерам не имеющие. Хотя, безусловно, всякая непорядочность офицеров – увеличивает дезертирство, и это тоже факт.

Смысл же в том, что культ должен защищать себя, прежде всего, от нигилизма, цинизма, равнодушия и скверны: тогда каждый, на каком месте бы ни стоял – выполняет свой долг, а не свои похоти и капризы. Иначе государство и цивилизацию сожрут «черви сомнений», жутковатый образ которых отсылает нас к могильным червям. Трупное разложение – вот пища червям, в том числе и «червям сомнения».

Но если развитие производства или военные успехи вождей не могут создать развитую цивилизацию – откуда же она тогда появилась?


***

На этот счёт и существует уже помянутая «храмовая теория» происхождения государств и цивилизации. Проблема добросовестности, которая нужна всем, вместе взятым, но мешает «красиво жить» каждому в отдельности – решалась цивилизацией через религиозный самоотверженный фанатизм.

Советская «Всемирная История» 1955 года издания, целиком и полностью разделяя марксистскую (производственную) теорию возникновения цивилизации, тем не менее вынуждена была признать:

«Первоначально общество Шумера не знало жречества как особого сословия».

Дело в том, что жречество и светская знать (храмовое и государственное хозяйство) вначале вообще не различались в Шумере. Лица, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие основные обряды культа, в то же время выступали и представителями знати в современном смысле слова. А технические исполнители культа, низший храмовый персонал – это, собственно, и был народ, рядовые граждане шумерских «городов-государств», которые правильнее будет назвать храмами-государствами.

Естественно, как и везде – культура начинается с культа:

«Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность»[1]. Прошли века, а может, и тысячелетия – прежде чем из храмового хозяйства выделилась в Шумере какая-то отдельная светская форма власти и организации.

Храмовую теорию возникновения государства и крупного, (сверх племени) общества подтверждает и древнейшая история Египта. Египетские государственные культы восходят к самой глубокой древности. Важно отметить, что в мышлении египтянина город – прежде всего храм и бог-покровитель. Городов без храмов в центре – просто не существует. У больших городов с течением времени появлялось несколько богов-покровителей, их храмы и создавали основу городской жизни.

Сперва городские и областные боги, по мере интеграции городов в единое государство постепенно получали статус идеи различных природных явлений: покровители конкретных городов становились более абстрактными идеями неба, земли, светил, воздуха, воды и т. п. Некоторые сохранили градообразующую функцию: например бог Луны — Тот, покровитель города Гермополя[2] (позже почитался как бог письменности), Апис в Мемфисе и др.

Идеи единобожия (абсолютной идеи, всеобщего единства и взаимосвязи) и справедливости не обходились, да и не могли обойтись без острого конфликта со Смертью. Возникает сложное египетское представление о загробной жизни. С конца V династии внутри пирамид на стенах стали писать взятые из заупокойной службы заклинания, имевшие целью обезопасить и осчастливить после смерти[3]. Если Солнце стало богом живого царя, то Осирис — умершего и воскресшего. Повторение особых чар воскрешательства над царским трупом сулило мёртвому царю, по мнению жрецов, ту же волшебную жизнь, какая была, по мифу, дана Осирису.

Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним царям, но и вельможам. По надписям видно, что сановники мечтали не только о «добром погребении» и сытных жертвах, но и о плавании, подобно фараону, по небу и восхождении к «большому Богу».

При VI династии встречается уже отождествление и частного лица с Осирисом в виде формулы «Осирис — такой-то» (следовало имя умершего).

Чтобы продолжать вести жизнь в гробнице и вне её, тело мертвеца должно было быть сохранено. Забота о сохранности останков привела к приготовлению знаменитых египетских мумий. «Блаженные», т. е. знать, отличались от «простых» умерших. Из пирамидных надписей следует, что беспомощному простому мертвецу на том свете угрожали голод, жажда и даже полное уничтожение.

Интересны первые образцы номинализма (формализма): фараон уже боялся ответственности за содеянное зло по принципу общей для всех Справедливости. Ему «насвистели», что от ответственности перед загробным судом богов царь и его приближённые могут отделываться особыми заклинаниями. Этим фараон и двор усердно занимались, подменяя суть пугавшей их идеи Справедливости на формальные ритуалы, чем и доселе грешат очень многие псевдоверующие.

Постепенно вместе с идеей единобожия[4] Египет вдохновляла и государствообразующая идея справедливости. Так появляется культ «Маат»[5]– культ «правды», идея обобщённой небесной справедливости.

Маат - идея истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия. А так же законов, морали, регулирующих звёзд, годовых циклов. Возникнув, идея общей справедливости неразрывно связана с небом, звёздами, то есть зримыми символами вечности (как их понимал древний человек). Нет идеи вечности (деинфинизация сознания) – нет и идеи справедливости.

Маат у египтян руководит звёздами, временами года, восходами и закатами солнца. В момент создания мира она сотворила порядок из хаоса Исфет. Они не могут существовать единолично, а их силы должны быть уравновешены для мировой гармонии.

Как глагол, слово «маат» означало «направлять», «управлять», а также «жертвовать». В более сложном обобщении – значило «верное управление со справедливостью». В понимании египетских мудрецов такое правление складывалось по формуле «правда + самопожертвование».

Маат появилась вместе с предвечным хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его соблюдением[6].

В спутники Маат ставился бог мудрости Тот, а вместе с Тотом шла такая необходимая для цивилизации и прогресса богиня, как богиня письменности и счёта Сешат. Египтяне «сочетали браком» мудрость и справедливость, а накопление знаний придали этому браку в качестве служанки. Это отражает довольно развитую философию, близкую к современным представлениям о сочетании технического прогресса с вечной мудростью и человечностью.

Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Для египтянина цель жизни была в достижении Маат (то есть справедливости).

Фараон именовалсяь «возлюбленный Маат», часто фараоны изображались с атрибутикой Маат, чтобы подчеркнуть собственное почтение к идее справедливости. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества[7]. Нарушая правила, тем самым человек раскалывает космическую гармонию, что может привести к несчастьям для отдельных лиц или всего государства[8].

Нормы древнеегипетской этики нам достаточно хорошо известны по т.н. «Исповеди отрицания»[9] в которой египтяне, страшась загробного суда, отрицают безнравственные поступки. В этой этике смешано осуждение грехов культового, уголовного, политического свойства и нормы гигиены.

Египтянин клянётся на разные лады, что он не убивал и не воровал[10], что он не святотатствовал[11], не совершал политических преступлений против власти и режима[12]

Интересен и гигиенический блок египетской этики. Египтянин доказывает космической справедливости маат, что он берёг своё тело[13]

Есть чисто-египетский блок о гидравлике – связанный с источником жизни в Кеми, водой, которой нельзя преграждать путь.

Но главный для нас блок египетской этики, непосредственно связанный с идеями справедливости, справедливого общества, заключается в том, что образцовый египтянин – «не лгал, не заставлял других плакать, не клеветал, не сердился без причины, «не изводил никого», не закрывал уши от слов правды, не порицал, не был жесток, не судил поспешно». Он также «не поднимал руку на слабого, не был причиною недуга или слёз, никому не причинял страданий, не отнимал молока от уст детей».

Кроме того, египтянин идеала – «не опозорил никого и не чинил зла, не говорил высокомерно, не чинил зла людям, не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города».

Здесь мы практически дословно встречаем то, о чём говорили выше теоретически: храмовую теорию возникновения государства и общества (вначале городского), в котором друга от врага отделяет культ (а зримым выражением разделения выступает городская стена: сторонники культа внутри, противники – снаружи).

***

Отметим в рамках нашей темы, что в дальнейшем представления о справедливости в Египте приближались к прозрению будущих христианских ценностей. XII династия фараонов выдвинула культ нового государственного бога — Амона. Средоточием культа Амона стал в это время город Фивы, на севере фиванского нома. Амон, которому для придания большего веса приписали кое-что от верхнеегипетского бога плодородия Мина, был отождествлён с древним государственным богом Солнца Ра под именем Амон-Ра.

Государственный культ отразил в себе углубление и расширение идеи небесной общечеловеческой справедливости. Амона-Ра описывают заботящимся о самых ничтожных тварях, внемлющим мольбе несчастного, спасающим робкого от гордого, судящим между убогим и сильным.

Таким Амон-Ра изображается в славословии, известном полностью по рукописи Нового царства (середины XVIII династии) и по отрывкам, сохранившимся от периода конца Среднего царства. Представление о Боге, как о защитнике бедняков – оказалось жёстко противопоставленным зоологическому культу силы и успеха, тому древнейшему из убеждений, что «победителей не судят». Культ Амона предполагал, что именно победителей особенно строго будет судить небесная справедливость, именно к наиболее сильным она будет наиболее придирчивой...

(Продолжение следует)



[1] «Всемирная История», издание АН СССР, 1955 г.

[2] Хемену (копт. Шмун) — город в Древнем Египте, один из главных религиозных центров. Древнегреческое название перешло в отечественную историографию в формах Гермополис, Гермополь, Ермополь и Ермополь Великий. Центр XV верхнеегипетского нома Унут. Находится на территории современной мухафазы Эль-Минья. Имел свою религиозную космогонию и мифологию.

[3] Так называемые «тексты пирамид»

[4] Объяснение жрецами природных явлений превращалось в сложные богословские построения. Мироздание у них являлось цепью порождений одними богами — других сил, также считавшихся богами. Главной силой объявлялся бог Атум, отождествлённый с гелиопольским богом Солнца Ра в виде Ра-Атума. Далее возникло ещё более отвлечённое учение о боге Птахе, в котором Птах означал соединение разных божеств, и был при этом одновременно изначальным веществом — первобытной водой и почвой, мировым разумом («сердцем») и волеизъявителем («языком»).

Дословно из документа эпохи Древнего Царства: «глаза смотрят, уши слышат, нос обоняет воздух; доводят они до (сведения) сердца; оно даёт выйти всякому умозаключению; язык повторяет задуманное сердцем: так творится всякая работа, всякое мастерство, творчество рук, хождение ног, движение всяжение всякого члена, согласно этому приказанию, измышленному сердцем, вышедшему с языка».

[5] Первое письменное свидетельство о богине встречается в личном имени царицы II династии Нимаатхеп. Отдельным именем и понятием упоминается в Текстах пирамид фараона Униса (ок. 2375—2345 г. до н. э.)

[6] Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и властительница загробного мира», «госпожа богов и богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца [в ладье Ра] с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из папируса Ани). Маат нередко называли дочерью, женой или женской ипостасью Тота, иногда — Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот.

[7] «Велика справедливость, и устойчиво [всё] отличное. Неизменна она [справедливость] со времён [бога] Осириса, и карают нарушающего законы». (Поучения Птаххотепа).

[8] «Маат победил ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты. Вода стоит и не падает, Hил даёт высокий урожай. Дни долги, и для ночи есть часы, и месяцы сменяются вовремя. Боги снисходительны, и в сердцах свет, а жизнь проходит в удивлении и смехе». (слова в честь восшествия на престол фараона Мернептаха).

[9] Британский музей № 9900, а также из папируса Ани 125 глава «Книги мёртвых», перевод с древнеегипетского М. А. Коростовцева

[10] Я не занимался вооружённым разбоем. Я не воровал. Я не убивал мужчин и женщин. Я не крал зерно.

Я не прибегал к хитрости и уловкам. Я не присваивал обрабатываемых земель. Я не покушался на чужую жену. Я не преступал [закона]. Я не поддавался слепой ярости. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё. Я не убавлял от аруры [древнеегипетская мера площади — 0,2 га]. Я не обманывал и на пол-аруры. Я не давил на гирю. Я не плутовал с отвесом.

[11] Я не совершал греха. Я не похищал приношения. Я не покушался на предметы богов. Я не богохульствовал. Я не крал хлеб у богов. Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших. Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу. Я не совершил греха в месте Истины. <…> Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не делал мерзкого пред богами. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не ловил в силки птицу богов. Я не ловил рыбу богов в прудах её. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не распугивал стада в имениях бога. Я не чинил препятствий богу в его выходе.

[12] Я не колдовал против фараона (не хулил фараона). Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие). Я не лез не в своё дело. Я не говорил многозначно.

[13] А именнно - не чревоугодничал, не прелюбодействовал, не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести], не бросался в драку, не сердился без причины, не был неряхой, не гневался, не сквернословил.

Александр Леонидов; 12 апреля 2018





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Частное мнение | Источник: http://economicsandwe.com/7078D5C67BEC3957/| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news/0-0-0-0-1| Просмотров: 1100 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: ОДУШЕВЛЕНИЕ, система:, Большая | Рейтинг: 3.7/6

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:


Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 94
Пользователей: 88
Сейчас комментируют: 6

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Интересное сегодня
«А потом мир погас» (1)
Что делать, если увидел дрон? Инструкция (0)
WSJ: Россия демонстрирует на Украине, что поддержка Запада бесполезна (0)
Цугцванг западу, прювет релокантам, или особенности двойного налогообложения (0)
Жена Николая Носкова рассказала о его здоровье (0)
Дипломаты арабских стран покинули СБ ООН во время выступления постпреда Израиля (0)
Атака русской армии под Очеретино рушит оборонную тактику ВСУ (0)
Орбан призвал к смене власти в ЕС (1)
За подготовку покушения на Зеленского задержали поляка (0)
Жительница Озёрска развела в квартире крыс, считая их мангустами (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 7715
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6352
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3889
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2864
Группа: Проверенные

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 20698
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
Ferz
Комментариев: 12986
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 12905
Группа: Проверенные
игорьсолод
Комментариев: 12680
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 10520
Группа: Проверенные



18+