История большой лжи. Просил ли Ленин похоронить себя рядом с матерью?
Нередко случается так, что усиленно навязываемый исторический миф со
временем начинает восприниматься как общепризнанная истина. Подобное
искажение порождает настоящую цепную реакцию, чреватую непредсказуемыми
последствиями.
Впервые о «завещании Ленина»
заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут
претендовать на приоритет — писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер
Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.
2 июня 1989 года на
заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в
детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин
хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском
кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария
Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали… Была
попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана
его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».
Эти
слова очень быстро стали рассматриваться истиной в последней инстанции —
ну не могут же столь уважаемые люди один за другим лгать.
Однако
вот что тот же Карякин заявлял в интервью газете «Смена»: «Так и сказал
(проверьте стенограмму) — о тихой, шепотной легенде, ходившей в
старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там.
Ни больше, ни меньше… Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее
слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».
Но нет, гражданин Карякин в 1989 году говорил не о некоей легенде, а именно о факте существования последней воли Ленина.
Племянница
Ленина Ольга Ульянова отрицала то, что завещание было: «Такого
документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было
разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом
возрасте — в 53 года и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти.
К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его
натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал
писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным
человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он
оставил бы завещание стране, народу — как строить совершенное
государство».
Зато есть документ, который полностью закрывает
вопрос с завещанием. В 1997 году, когда тема захоронения была поднята в
очередной раз, администрация президента Ельцина отправила запрос в
Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший
Центральный партийный архив).
Выданная в ответ на запрос
архивная справка гласит: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа
Ленина или его близких и родственников относительно „последней воли"
Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или
петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда
Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами;
вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма:
РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.».
Итак, никакой «воли вождя», на которую ссылается Союз архитекторов России, в действительности не было.
«Он все такой же, а я так старею»: что думала об этом вдова Ленина?
Что
касается воли Крупской. Обратимся к воспоминаниям Бонч-Бруевича:
«Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу,
была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика
Владимира Ильича столь захватила всех, что была признана крайне
необходимой, нужной для миллионов пролетариата, и всем стало казаться,
что всякие личные соображения, всякие сомнения нужно оставить и
присоединиться к общему желанию».
То есть категорического
отрицания захоронения Ленина в Мавзолее у Крупской не было. Секретарь
Надежды Константиновны Вера Дридзо вспоминала, что Крупская приходила в
Мавзолей нечасто, но регулярно. Она выбирала моменты, когда в
усыпальнице никого не было, и подолгу оставалась рядом с любимым
человеком. При последнем ее визите присутствовал профессор Борис
Збарский, вспоминавший потом о словах Крупской: «Борис Ильич, — сказала
Надежда Константиновна, — он все такой же, а я так старею».
К
слову, Надежда Константиновна похоронена в Кремлевской стене, то есть
рядом с Мавзолеем. По какой-то причине, говоря о необходимости
похоронить Ленина рядом с матерью, забывают о жене.
О чем говорил Бонч-Бруевич?
«Я
подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому, высказался
отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против такого
обращения с собой и с кем бы то ни было: он всегда высказывался за
обыкновенное захоронение или за сожжение, нередко говоря, что необходимо
и у нас построить крематорий».
То есть, Ленин Бонч-Бруевичу
ничего относительно своего желания быть погребенным тем или иным
способом не говорил — вождь рассуждал о похоронной практике в целом, а
не о судьбе своих бренных останков. Вряд ли боец, который покоится в
могиле Неизвестного солдата, ожидал для себя подобной судьбы. И не факт,
что она пришлась бы ему по вкусу. Но люди решили, что так увековечить
память героя правильно.
Советские люди 1920-х годов, прощаясь с
основателем государства, подобного которому еще не было, считали, что и
прощание с вождем должно быть необычным. Такова была их воля.
Чем Ленин хуже Пирогова?
Перейдем к аргументу о том, что Ленин «похоронен не по православному обычаю».
Во-первых,
странно руководствоваться такими мотивами, когда речь идет об атеисте.
Это явное неуважение к покойному. Во-вторых, не стоит забывать, что
государство у нас светское и при том многоконфессиональное. И если в
принятии тех или иных решений руководствоваться обычаями той или иной
конфессии, то ничего хорошего из этого не выйдет, а вот конфликты на
религиозной почве обеспечены.
В-третьих, никаких канонов
захоронение Ленина не нарушает — его саркофаг находится ниже уровня
земли, а захоронение в склепе свободно практиковалось и царские времена.
Далеко за примерами ходить не нужно — в Архангельском соборе Кремля
захоронены московские князья и русские цари. Ничем принципиально их
усыпальницы от усыпальницы Ленина не отличаются.
В Виннице
почти 140 лет существует усыпальница хирурга Николая Пирогова. При этом
тело ученого выставлено в застекленном саркофаге с разрешения Священного
Синода РПЦ, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел
раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».
Подведем
итог. Никаких моральных, нравственных и религиозных норм Мавзолей
Ленина в действительности не нарушает. Никакого завещания Ленина о
захоронении его рядом с могилой матери не существует. Решение о
бальзамировании и сохранении тела Ленина не было волей Сталина.
Возникновение
Мавзолея Ленина — это часть истории нашей страны, это воля советских
людей. Никаких иных мотивов, кроме политической неприязни к основателю
Советского государства, для его захоронения нет.
Кажется, в
одной соседней стране подобное называется «декоммунизацией». Если Союз
архитекторов России хочет повторить данный опыт, нужно говорить об этом
прямо, а не скрывать своими мотивы за нагромождением исторического
фальсификата.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.