Секретный излучатель: Почему у самолётов США и НАТО над Чёрным морем внезапно начала отказывать электроника
По данным зарубежных аналитиков, в регионе имели место как минимум три
подобных случая, некоторые из которых не на шутку взволновали военных в
США и НАТО.
Переговоры Россия – США в Женеве
Аккурат за
несколько дней до начала переговоров России и США в Женеве по
стратегической стабильности в зарубежных медиа начали появляться
публикации о возможном "массированном применении" истребителей F-35 и
других малозаметных средств нападения. Среди вероятных схем атаки на
Россию указывалось нападение через Калининград, чтобы отсечь группировку
Балтийского флота от выхода к морю, а также на Крым.
Переговоры Россия – США в Женеве
Аккурат
за несколько дней до начала переговоров России и США в Женеве по
стратегической стабильности в зарубежных медиа начали появляться
публикации о возможном "массированном применении" истребителей F-35 и
других малозаметных средств нападения. Среди вероятных схем атаки на
Россию указывалось нападение через Калининград, чтобы отсечь группировку
Балтийского флота от выхода к морю, а также на Крым.
Собеседники,
близкие к оборонно-промышленному комплексу, отмечают, что действия
самолётов-разведчиков у берегов Крыма можно "сильно осложнить" благодаря
использованию нескольких комплексов радиоэлектронной борьбы. Среди них,
по данным источника, находятся комплекс радиотехнической разведки
"Дивноморье", станция радиоэлектронной борьбы "Красуха", а также
комплекс радиоэлектронной борьбы сверхдальнего радиуса действия
"Мурманск-БН", который военные развернули в Крыму ещё в 2017 году.
Как заглушить самолёт — подробная инструкция
Подполковник
запаса войск РЭБ Кирилл Головко поясняет: полного вывода из строя
воздушного судна (особенно такого, как самолёт-разведчик RC-135)
добиться практически невозможно, а о том, чтобы "выжечь" электронные
"мозги", в мирное время вообще нет речи, но осложнить работу самолёта
или даже сделать её невозможной российские военные могут за полчаса:
"Выжигание
электроники возможно только в одном случае — если самолёт пролетает
напрямую через место мощного ядерного взрыва. Всё остальное находится в
ведении войск РЭБ. Можно частично или полностью "забить" частоты работы
радаров, например. Они просто будут получать набор данных, которые
нельзя расшифровать и объяснить. Это самый простой способ сбить
противника с толку и не дать собрать какие-то стратегические сведения
вроде режима работы станций наведения противоракет. Обычно войска РЭБ
разворачивают там, где высока активность воздушной разведки"
По
словам Головко, особенность самолётов-разведчиков НАТО состоит в том,
что на их борту находится несколько сотен разных датчиков. И если
значительная часть будет собирать набор беспорядочных цифр, то
разведывательная миссия прервётся, а экипажу прикажут вернуться на
аэродром базирования.
С-400 против "Стелса"
Если не
вдаваться в детали, то механика противодействия сил радиоэлектронной
борьбы выглядит так: после того как самолёт вероятного противника
обнаружен силами ПВО, в районе его присутствия начинает работу техника
для постановки помех. Главная проблема для американских самолётов
состоит в том, что ещё в 2007 году российские войска ПВО провели учения,
в рамках которых (пусть и условно) отрабатывался перехват и
параллельное глушение целей с самой низкой отражающей поверхностью —
менее 0,01 метра.
Итоги учений позволили сделать ряд важных
выводов. Первый и самый главный — технологии экранирования двигателей и
использования поглощающих поверхностей не позволяют критически снизить
видимость стелс-самолёта на российских радарах. Второй (но не менее
важный) вывод — каналы связи и сбора информации, по которым такой
самолёт (будь то разведчик или истребитель пятого поколения F-35)
получает и передаёт данные, могут быть заглушены или временно отключены,
что в теории может лишить лётчиков США и НАТО возможности обмениваться
сведениями даже по тактическим каналам.
Таинственный излучатель "Мурманск-БН"
Ещё
в 2020 году, когда активность американской разведывательной авиации
вблизи Крыма практически достигла пика, американские аналитики
опубликовали материал, в котором сообщалось, что развёртывание комплекса
"Мурманск-БН" позволило накрыть полуостров "непроницаемым колпаком", а
излучение антенн способно нарушить работу электроники любого самолёта
США и НАТО. По мнению американских специалистов по комплексам РЭБ,
"щадящее воздействие" российских комплексов авиация западных стран
начинает ощущать на удалении в 400–500 километров от места боевого
дежурства, а российский комплекс при этом работает всего на 15% от
максимальной мощности.
В 2021 году эти догадки подтвердили
китайцы. Издание Sina Military проанализировало известные характеристики
комплекса, и эксперты из КНР пришли к выводу, что российские военные
научились "радикальным образом решать проблему присутствия американских
самолётов". По их словам, первыми признаками работы комплекса
"Мурманск-БН" являются нарушения связи и встроенных в самолёт систем
навигации, отказы в работе разведывательного оборудования. При этом
непосредственного "выжигания" электроники, о котором так много и
красочно писали последние несколько лет, даже не требуется. Пилот (или
оператор самолёта-разведчика) понимает, что воздушное судно заходит в
запретную для полётов зону и вариантов действий два: попытаться выйти на
связь с командованием и доложить о произошедшем либо отвернуть в
сторону и улететь на безопасное расстояние.
По некоторым
данным, проблемы с новейшей электроникой на борту самолётов RC-135
отчасти заставили США бросить на разведку у берегов Крыма технику времён
холодной войны. В ноябре 2021 года у берегов Крыма заметили
американский самолёт Lockheed U-2S, который вёл разведку над акваторией
Чёрного моря. Одним из косвенных признаков того, что "Мурманск-БН" и
другие комплексы радиоэлектронной борьбы действительно работают, стало
временное прекращение полётов разведывательной авиации. ВВС США
возобновили разведку обстановки у российских границ лишь 10 января 2022
года.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.