Чтобы дети учились, им не должно быть страшно, а наша система построена на фиксации ошибок
(Людмила Петрановская — о том, как поддерживать в ребёнке любопытство).
Родители
часто говорят, что дети ничем не интересуются, книжки не читают, уроки
не делают, а только сидят в своих телефонах. Психолог Людмила
Петрановская на лекции компании Nestle рассказала, что на самом деле
дети любопытны от рождения, а вот учителя и родители часто отбивают у
них охоту к познанию.
Любой ребёнок — «машина» для
поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы учиться. Его
мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи.
Любой ребёнок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент
здоров, не голоден и не испуган, будет заниматься саморазвитием. Это
необязательно будут уроки: для ребёнка это довольно скучное занятие, он
не понимает его ценности. Вставь буквы, напиши 25 раз одно и то же,
прочитай скучный учебник и перескажи его непонятно кому и зачем. Если мы
отвлечёмся от идеи учить детей только с помощью уроков, мы увидим, что
любой ребёнок постоянно развивается.
Он смотрит на облака и
думает, на что они похожи, — это развитие. Он строит что-то, сочиняет,
пишет стихи, ведет свой инстаграм каким-то интересным для него образом —
это развитие.
Развитие происходит только в состоянии покоя.
Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы
стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся,
что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется
любопытство.
Для того чтобы детям было интересно, чтобы они
учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система
построена на фиксации ошибок.
Родители и учителя этого, к
сожалению, не осознают. В школе ребёнка ловят на том, что он перепутал,
не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама
с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим
справляются, для других это слишком жестокие условия. Мы получаем
ребёнка, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он
спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Нужно показать,
что вы любите его за то, что он ваш ребёнок, а не за то, что он что-то
сделал.
Очень важна и окружающая среда. Детям должно быть, во что
играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления.
Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям.
Достаточно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети
могли пользоваться этой средой в свободном режиме. Сейчас вся жизнь
ребёнка связана цепью специальных занятий, которые идут по определённому
плану.
Если в группе детского сада сидит 20 детей и все они по
одному образцу рисуют петушка — это не развитие. Это потерянное время.
Гораздо полезнее для ребёнка просидеть, например, этот же час на
корточках, наблюдая за червяками в луже.
В традиционной системе
обучения мы даём детям ответы на незаданные вопросы. Дети, садитесь,
открываем параграф № 14, тема такая-то. Им эта тема не нужна, они ничего
об этом не спрашивали. И всё, что у них рождает такой подход, —
глубокое и стойкое отвращение к предмету. Совершенно по-другому проходит
естественное познание. Ребёнок видит, что он что-то сделал и вот этот
шарик не падает. «А почему?» — думает он. Если в этот момент объяснить
причину простыми словами — будет гораздо полезнее, чем заставить ребёнка
выучить законы физики.
Очень важен пример родителей. Часто они
не понимают, что делать, если ребёнок не читает книжки. Я спрашиваю:
«Вы-то сами, когда последний раз читали книжку?». Если родители только и
делают, что смотрят телевизор, то какие могут быть претензии к детям?
Дети копируют поведение взрослых. Если родители чему-то учатся, если им
что-то постоянно интересно, если за ужином разговаривают о том, что
происходит в мире и в науке, то ребёнок заражается этим. Если мы сами
хотим быть в вечном анабиозе, то сложно ожидать, что дети от нас что-то
получат. Это не значит, что дети вырастут совершенно не любопытными, у
них задел любопытства сильный, но нашей заслуги в этом не будет никакой.
Мой
любимый пример — тест на познавательную активность. Это не про силу
интеллекта и не про умность, а про интерес. Для одного эксперимента
приглашали маму с ребёнком в комнату, где было очень много разных
развивающих игр, все стены были заставлены. И когда мама с ребёнком
приходила, экспериментатор говорил: «Извините, мне срочно надо отойти, я
вернусь через десять минут. Чувствуйте себя как дома». Он уходил и
смотрел за тем, что происходит в комнате. В конце концов, все испытуемые
разделились на четыре группы.
Мама грозно шикала на ребёнка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал», и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Мама
доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, а ребёнок,
постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать и крутить. Мама говорила ребёнку: «Смотри, какие хорошие игры!». И начинала показывать и объяснять, как в них играть. Мама с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. После
этого специальными методиками мерили познавательную активность у детей.
Самая высокая оказалась в четвертой группе, а самая низкая — в третьей.
Там родитель брал на себя инициативу и начинал руководить процессом,
вносил много управления и тревоги. Познавательная активность для ребёнка
была отравлена, потому что мама постоянно переживала, достаточно ли
креативно он подходит к игре. А там, где мама показывала пример, ребёнок
присоединялся и начинал с азартом играть.
Чем помочь ребёнку:
Сочувственно
относиться к стрессу. Дети учат больше предметов в школе, чем кто-либо
из учителей. Учительница литературы не напишет контрольную по химии и
сочинение, а старшеклассник напишет. Не уделять много внимания
оценкам. В нашей системе оценки ничего не значат. Четвёрка может
означать, что ребёнок знает всё или же не знает ничего. Обращать
внимание на достижения. У нас родителей вызывают в школу, чтобы поругать
детей. А вы спросите, что хорошего сделал мой ребёнок? Поговорите про
то, что у него получается. Слушать. Родители часто хотят поговорить с
детьми, но не хотят послушать. Взрослым отчего-то неинтересно, как
ребёнок понял фильм или книгу: они объясняют, как надо было понять.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.