Пассажирская навигация на реке
Лене началась с запозданием на месяц — все это время там держалась
большая вода. Жителей отдаленных северных поселков спасает речной флот.
Он доставляет продукты питания, топливо и стройматериалы.
Небо свинцового цвета и бесконечные проливные дожди. На севере
Иркутской области один циклон сменяет другой. В результате уровень воды
на реке Лена поднялся. Но на такие капризы погоды сотрудники речного
флота не жалуются. По большой воде они спешат доставить в отдаленные
территории Прибайкалья и соседней Якутии ценный груз. Корабли везут
продукты питания, топливо и строительные материалы.
"Если брать северные районы Иркутской области, то доступность по
большей части по зимнику. Летних дорог практически нет", — говорит
старший помощник капитана Владимир Гоцелюк.
За один рейс корабль может доставить несколько тысяч тонн груза. На
реке Лена один из самых мощных теплоходов-толкачей – "Павел Атаманский".
Он из Киренского района Прибайкалья везет груз древесины в Якутск для
строительства жилья. Сейчас река похожа на загруженный автобан с плотным
движением. Суда от маленьких теплоходов и до больших сухогрузов
движутся по водной магистрали. Почти все корабли идут от огромной
перевалочной базы в Усть-Куте.
По железной дороге грузы со всей страны доставляются в Осетровский
порт. Затем их перегружают на баржи и развозят по воде в труднодоступные
города и поселки. На данный момент здесь это самый выгодный и
безопасный транспорт.
Северная река Лена ошибок не прощает. В случае опасности помощи ждать
неоткуда — кругом бескрайняя тайга. Как напоминание об этом, по берегам
реки лежат разбитые корабли. Особенно сложный участок в каньоне под
названием Ленские щеки. На узком участке со стремительным течением
погибли десятки кораблей.
Не менее сложная обстановка на горной реке Витим. По ней суда
доставляют уголь в поселок Маму и Бодайбо. Дорог сюда нет, поэтому
водный транспорт — это единственная возможность завезти топливо.
Северная территория крайне нуждается в угле, ведь отопительный сезон
здесь длится большую часть года.
"У нас край северный, в основном холодно. Поэтому уголь нужен почти
круглый год и всего три месяца не нужен. Морозы у нас бывают до 45 и
больше", — говорит инженер угольного склада города Бодайбо Екатерина
Стелинская.
Речной флот для жителей севера Иркутской области имеет важное
значение еще и потому, что он дает рабочие места. Почти 30 % населения
Усть-Кутского и Киренского районов трудится на предприятиях речного
транспорта.