Белинский резко осуждал пушкинские сказки. Критик недоумевал: зачем
тратить талант на дурные «поддельные цветы»? Русские сказки – плод
народной фантазии, переделывать или приукрашивать которую не имеет
смысла. Но обвинения, как известно, Пушкина ничуть не смущали: он охотно
писал, черпая идеи не только из русского фольклора. Русские сказкиНаибольшие
споры у пушкинистов вызывает «Сказка о царе Салтане». Самая
убедительная версия сводится к тому, что в порыве выиграть спор с
Жуковским на написание лучшей сказки Пушкин переработал народную сказку
«По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную
А.Афанасьевым. В обеих сказках есть эпизод с разговором трех
девиц, которых подслушал царь, рождение «неведомого зверюшки»,
противопоставление доброй младшенькой сестрицы двум старшим злым,
«путешествие» в бочке. В пушкинских тетрадях все эти идеи присутствуют,
хотя остается неясным: записал ли он их по памяти или со слов Арины
Родионовны. Но народную сказку Пушкин преобразил и обогатил, дополнив
героями не из русского фольклора, а также сюжетами из других источников. Античные мифыЛитературовед
А. Гаврилов предполагал, что сюжет о Гвидоне и его матери Пушкин,
прекрасно знавший античную литературу, «подсмотрел» в мифе о Персее. Не
исключено, что в элегии о Данае — интерпретации мифа о Персее одного из
наиболее значительных древнегреческих поэтов, Симонида Кеосского. Одно
из подтверждений версии – запись в пушкинской тетради о встрече царя и
оракула. Другой довод «за» – обширная библиотека древнейших классиков в
переводе на французский, к которой Пушкин обращался неоднократно. Напомним,
что в оригинальном мифе аргосскому царю Акрисию оракул предсказывает
рождение у дочери Данаи сына, который свергнет и убьет деда. Акрисий
заточает дочь в подземелье, но влюбленный в нее Зевс проникает в темницу
в виде золотого дождя. Даная беременеет и рождает сына Персея. Акрисий
сажает дочь и внука в большой сундук и бросает их в море. За время
странствий по волнам Персей вырастает в богатыря. Сундук случайно
попадает в сети рыбака, который и освобождает невольников. Звездные атласы и не толькоКак
уверяет тюменский пушкинист А. Захаров в книге «Вслед за Великой
Богиней», ни в одной из русских сказок, ни в античной литературе не
найти Царевну-Лебедь. Возможно, идея о Прекрасной деве родилась у
Пушкина при изучении древних звездных атласов, а именно – атласа
польского астронома Яна Гевелия. Его альбом звездного неба с 1690 года
был хорошо известен не только в Европе, но и в России, а три из четырех
экземпляров хранились в Санкт-Петербурге. Атлас Гевелия Пушкин мог
видеть в Лицее или на Петровском планетарии – огромном шаре, подаренном
Петру и помещенным им в кунсткамеру для всеобщего обозрения. Прекрасные
гравюры неизвестных мастеров, на которых созвездия «оживали», наверняка
впечатлили поэта. Натягивающий лук Антиной рядом с созвездием
прекрасной Девы с распахнутыми крыльями стали точкой отсчета для
проработки образов Гвидона и Царевны-Лебедь. Интересно, что рядом с
созвездием Девы на карте Гевелия расположено созвездие Орла, который у
Пушкина превращается в коршуна: «Бьется лебедь средь зыбей,/Коршун
носится над ней». Такую запоминающуюся деталь образа
Царевны-Лебедь, как блестящий под косой месяц, Пушкин мог позаимствовать
из «Начертаний гербоведения» немецкого ученого эпохи Просвещения,
Иоганна Гаттерера. Он описывал богиню охоты и леса Диану в легком
охотничьем платье белого цвета и с заплетенными волосами, в которых
блестел полумесяц. Так что Пушкину было достаточно протянуть руку, взять
с собственной книжкой полки сочинение Гаттерера и «подсмотреть» там
яркие детали образа Царевны Лебедь. Древнерусская литература и римские историкиОчевидно,
что бравую команду богатырей, Пушкин тоже не сам придумал. Не
исключено, что он был знаком или слышал в пересказе широко известное на
Руси сочинение «О человецех, незнаемых в восточной стране». Кроме прочих
чудес, там рассказывается об удивительных морских жителях, которые
месяцами «лежат в воде», потому что на берегу «их тело трескается». Как
тут не вспомнить пушкинское «А теперь пора нам в море./Тяжек воздух нам
земли». Другим источником, вдохновившим Пушкина на создание 33
богатырей, могло стать сочинение римского историка Павла Йовия, которое
поэт имел в своей библиотеке и неоднократно читал. Там есть упоминание о
народе, большую часть жизни проводящем в воде и питающемся
исключительно сырой рыбой. Народ этот, подобно рыбам, покрыт чешуей. И у
Пушкина: «В чешуе, как жар горя/Тридцать три богатыря». К тому же поэт
наверняка знал о сибирском обычае употреблять в пищу сырую рыбу и
искусном умении аборигенов шить одежду и обувь из рыбьей кожи. Интересно,
что образ дядьки Черномора Пушкин мог подсмотреть в народной легенде о
морских жителях, бытовавшей на Севере. Там рассказывается о самоедах и
обдорских остяках, большую часть жизни проводивших в море. Как поясняет
знаток северных обрядов и традиций прошлого века Н. Абрамов, эти народы
регулярно «выходили из воды» и совершали на берегу обряд поклонения
водным божествам, бросая в море деньги и угощения. Их тотемный предок –
некий морской дядька – и мог стать прообразом Черномора. Американская классика и шахматная доскаУ
пушкинистов не вызывает сомнений, что сюжет «Сказки о Золотом петушке»
Пушкин позаимствовал в «Легенде об арабском звездочете» из сборника
романтических рассказов «Альгамбра» «отца американский литературы»
Вашингтона Ирвинга. В начале 19 века его читала вся Европа, был знаком с
творчеством Ирвинга и Пушкин. Из «Легенды» американского классика
русский поэт взял главных персонажей – престарелого правителя и
помощника волшебника-звездочета, которые при помощи магии противостоят
врагам-захватчикам. Пушкин заимствовал у Ирвинга даже мелкие детали –
например, арабскую чалму (сарачинскую шапку) на голове звездочета:
«Вдруг в толпе увидел он (Дадон), в сарачинской шапке белой,/Весь как
лебедь поседелый,/Старый друг его, скопец». Зато Шамаханская царица –
образ исключительно пушкинский. Есть
и существенные отличия. Если в пушкинской сказке о приближении недругов
сообщает Золотой петушок, то в «Легенде» это делают оживающие на
шахматной доске фигуры. Впрочем, шахматная доска в сказке Пушкина всё же
незримо присутствует. Для исчисления времени поэт использует цифру
восемь, а не традиционно-сакральные для Руси семь или десять. «Вот
проходят 8 дней,/А от войска нет вестей», «Снова 8 дней проходят,/Люди в
страхе дни проводят». Не исключено, что в пушкинскую сказку «восьмерка»
перекочевала с шахматной доски – именно столько чередующихся
черно-белых клеток умещается на одной стороне ее поля. С миру по ниткеПервые
строки «Руслана и Людмилы» Пушкин, как известно, написал еще лицеистом
на стенах карцера, куда был в очередной раз помещен за «шалости». Когда
поэт закончил работу над сказочной поэмой, «побежденный учитель»
Жуковский подарил победителю-ученику Пушкину свой памятный портрет и
поздравил с «великой пятницей» — днем окончания произведения, ставшего
образцом русского романтизма. Поэма стала событием в мире русской
литературы – и это несмотря на то, что все ее сюжеты и идеи были
заимствованы из различных источников. Живая голова, шутливая
характеристика главной героини, очарованный замок и всё остальное Пушкин
подсмотрел у разных авторов – у Ариосто в «Неистовом Роланде», у
Вольтера в «Девственнице», в сказках М. Чулкова и Гамильтона, в
фольклорной повести о Еруслане Лазаревиче, у Радищева в поэме «Алеша
Попович». А вот образ волшебного кота Баюна Пушкин взял из лубочных
повестей, пользовавшихся огромной популярностью на Руси. Там Баюн
предстает сказочным чудовищем-птицей с исцеляющим голосом, который сидит
на высоком столбе и своими песнями зачаровывает и лишает силы прохожих. И
всё же спустя четверть века критики напишут, что Пушкин в «Руслане и
Людмиле» «гнул стих русский», как искусный ваятель воск, и заставлял его
петь на все лады, подобно оживляющему скрипичные струны Паганини.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|