О концепции сверхзвукового лайнера: Россия делает шаг вперёд или повторяет ошибки Ту-144?
Как уже сообщало "Военное обозрение"
со ссылкой на НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», начата разработка
нового российского сверхзвукового гражданского самолета. К концу 2021
года разработка концепции авиалайнера должна быть завершена.
В Минпромторге задумались о сверхзвуковой пассажирской авиации
Заказчиком
концепции выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Цель
программы – создать такой самолет, который бы имел крейсерскую скорость
около 2 тысяч километров в час, что обеспечит преимущества над
дозвуковыми самолетами, используемыми гражданской авиацией в настоящее время.
Понятно,
что разработка концепции авиалайнера, а затем, если она окажется
успешной, и его проекта, осуществляется с целью обеспечить России
конкурентоспособное место на мировом рынке гражданской авиации. Сейчас
на нем, как известно, лидируют Boeing и Airbus, оставляя далеко позади
отечественные самолеты.
Пока, как утверждает руководитель
Института Андрей Дутов, инженерам предстоит определить пути решения
проблем высокого уровня шума, большого расхода топлива, загрязнения
окружающей среды, безопасности перевозок. О цене будущего самолета в
институте не распространяются, но можно предположить, что он будет
значительно дороже существующих самолетов, используемых российской
гражданской авиацией.
Также напомним, что не столь давно министр
промышленности и торговли Денис Мантуров говорил о собственном видении
сверхзвукового самолета: это может быть суперджет, рассчитанный на 16-19
мест. Затем, по мере развития технологий, могут быть созданы самолеты
для перевозки большего количества пассажиров - примерно 30-50 человек.
Но
вопрос в том, будет ли подобный самолет рентабелен с финансовой точки
зрения и потянет ли российская авиационная промышленность расходы на
создание подобной машины? Пока известно, что сумма контракта на 2020 год
составила 213 млн рублей, на 2021 год - 504,7 млн рублей.
Короткая история Ту-144
Между
тем, сама идея разработки отечественного сверхзвукового авиалайнера
отсылает нас к знаменитому самолету Ту-144 полувековой давности.
Напомним, что первый в мире сверхзвуковой самолет Ту-144 был разработан
КБ Туполева еще в 1960-е годы. 31 декабря 1968 года Ту-144 совершил
первый испытательный полет, опередив на два месяца британско-французский
Concorde (этот самолет поднялся в воздух 2 марта 1969 года). В 1975
году началась коммерческая эксплуатация нового самолета, однако долго
она не продлилась и уже в 1978 году была прекращена.
На Ту-144 в
то время возлагались очень большие надежды. Сначала рассчитывали на
совершение новым лайнером беспосадочных рейсов из Москвы в Хабаровск, а
также рейсов с посадкой по маршруту Париж – Новосибирск – Токио. Но ни
тот, ни другой рейсы так и не были запущены. Всю непродолжительную историю своей эксплуатации Ту-144 летал между Москвой и Алма-Атой.
23 мая 1978 года Ту-144, совершавший испытательный полет, загорелся.
Летчикам – испытателям удалось посадить лайнер на поле в районе города
Егорьевск Московской области. К сожалению, при пожаре погибли два
бортинженера О.А.Николаев и В.Л.Венедиктов. Эта авария стала серьезным
поводом для пересмотра отношения к самолету.
К тому же,
выяснилось, что он очень дорог в эксплуатации и сложен в техническом
обслуживании. Было решено продолжить совершенствование машины, однако
после смерти Леонида Брежнева советское руководство от идеи эксплуатации
сверхзвукового пассажирского лайнера отказалось. В 1983 году было
издано соответствующее постановление правительства.
История
«Конкорда» оказалась более успешной: самолет эксплуатировали с 1976 по
2003 годы. За это время рейсами с использованием «Конкордов» было
перевезено до 3 млн пассажиров. Поводом же для отказа от эксплуатации
лайнера стало повышение цен на топливо. То есть, по сути и советский
Ту-144, и европейский «Конкорд» в разное время, но были признаны
нерентабельными.
ЖК-экраны для обзора и экологически чистое топливо
Но
от идеи создания сверхзвукового лайнера мировой авиапром не отказался.
Сейчас над проектами сверхзвуковых самолетов очень активно работают в
США. Компания Boom Supersonic разрабатывает программу XB-1.
Сверхзвуковой демонстратор ХВ-1 Baby Boom впервые представили 15 ноября
2016 года в Денвере.
Заявленные характеристики: длина – 21 метр, размах крыльев – 5,2 метра,
максимальная взлетная масса – 6,1 тонна, крейсерская скорость – 2,2
числа Маха, дальность полета - 1,9 тысячи километров. Но еще более
интересно то, что компания Boom Supersonic придерживается
углеродо-нейтральной концепции при создании нового авиалайнера, то есть
собирается использовать экологически чистые виды топлива. Также у
лайнера не будет окон – их заменят ЖК-экраны.
Научный
руководитель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Сергей
Чернышев еще год назад говорил о своем видении нового российского
сверхзвукового лайнера. Как и у разрабатываемого американцами самолета, у
новой российской машины также может не быть окон. Для нормального
обзора в салоне по бокам и на потолке разместят ЖК-экраны.
Говорил
Чернышев и о не менее оригинальной аэродинамической компоновке: самолет
может иметь крыло в виде двойного поперечного V. Также на авиалайнере
будущего может быть установлен перспективный авиадвигатель ПД-14.
В
любом случае, идея создания сверхзвукового пассажирского самолета в
России представляется достаточно интересной. Даже если ее осуществление
займет куда большее время, чем рассчитывает Минпромторг, сам факт
подобных разработок подчеркивает принадлежность нашей страны к числу
лидеров мировых авиационных технологий.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
С идеей пассажирского сверх звука носятся давно, но до сих пор, не было двигателей способных разгонять самолёт в без форсажном режиме, сейчас такие двигатели появились в Российской военной авиации. Но в военной....
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]