Воистину, слова о том, что лучше всего душа народа проявляется в его
песнях, являются гениальными. Насколько по-разному воспринималась
грозная година военного лихолетья в нашей стране и в государствах,
впоследствии разделивших с нею Победу в качестве участников
антигитлеровской коалиции, становится прекрасно видно из того, какой
след это время оставило в творчестве их поэтов, композиторов и певцов.
Попробуем сравнить.
Речь у нас пойдет прежде всего не об «официальных» военных
маршах и тому подобной музыке. И даже не о «Священной войне»,
сравнивать которую с чем-либо просто невозможно. Это, на мой взгляд,
вообще не песня, а некий нещадно рвущий душу гимн воинства, выступающего
на сакральную битву с вселенским злом. Ничего и близко подобного по
силе и глубине воздействия создать не удалось никому и никогда…
Особняком стоят и композиции вроде «Гимна сталинской артиллерии», от
которых веет настолько несокрушимой мощью и волей к победе, что дух
захватывает по сей день.
Кстати, на Западе кое-кто пытается
ерничать по поводу того, что чуть ли не в каждой советской военной песне
упоминался товарищ Сталин: у нас, мол Черчилля и Рузвельта так не
славили, а у русских и тут была сплошная пропаганда! Что сказать… Не
славили – значит, не заслужили. Выбросите верховного из той же
«Волховской застольной» и что получится? Одно время, кстати, так и
делалось, но сейчас, к счастью, в устах уважающих себя исполнителей
песни военных лет звучат как положено – без позорного вымарывания имени
творца Победы.
Но, конечно же, есть множество композиций, где
даже самый строгий критик не найдет и намека на пропаганду, при первых
тактах которых слезы на глаза наворачивались у каждого ветерана Великой
Отечественной. «Темная ночь», «Землянка», «Синий платочек»… О войне ли
эти песни, ставшие воистину народными, солдатскими, в лучшем смысле
слова — окопными? Безусловно. А еще о светлой тоске воина по дому,
любимым, мирной жизни, которую он защищает. «Ты меня ждешь, ты у детской
кроватки не спишь, и поэтому, знаю, со мной ничего не случится…» Нет,
наверное, других строк (разве что за исключением бессмертного
симоновского «Жди меня»), с такой силой воспевавших верность солдатских
жен и веру воинов в спасительную силу их любви.
Советские военные
песни, пусть даже и лирические, торжественны, печальны и пронзительны.
Нечто озорное и задорное вроде знаменитой «Брянской улицы» стало
появляться уже в самом конце Великой Отечественной, когда нависшая над
Родиной смертельная угроза миновала и оставалось только две цели: дойти
до Победы и добить врага в его логове. Стоит ли удивляться, что
композиции в тоже вроде бы подвергшихся вероломному нападению врага в
1941 году и вступивших в войну Соединенных Штатах звучали совершенно
по-иному? На их землю не упала ни одна вражеская бомба, не ступал сапог
оккупанта. Их города и селения не пылали в пламени пожаров, да и цена
победы, скажем честно, была совершенно другой. Для абсолютного
большинства американцев война была чем-то, безусловно, ужасным и
трагичным, но бесконечно далеким лично от них.
К примеру,
достаточно популярная в 1943 году «This is the army, Mr. Jones»
описывает «ужасающие лишения» призванного на службу мистера Джонса,
которому теперь приходится обходиться без «отдельных номеров, горничных и
завтрака в постель». Бедняжка… Примерно о том же и песенка «Boogie
Woogie, Bugle Boy» («Буги-вуги, горнист») – о джазовом трубаче, попавшем
в армию на должность горниста и лишенном возможности импровизировать.
Правда, умница капитан быстренько собирает для страдающего таланта целый
оркестр, в составе которого тот и принимается поднимать боевой дух
своих товарищей. Такая вот война – под джаз и буги…
Единственной
американской песенкой, прижившейся у нас, стала «Comin’ in on a Wing and
a Prayer» («На одном крыле и на молитве»). Ну то есть «На честном слове
и на одном крыле» в варианте бессмертного Леонида Утесова, «молитву» из
нее на всякий случай убравшего. В остальном перевод очень точный.
Справедливости ради стоит упомянуть, что родилась эта композиция «по
мотивам» операции «Гоморра», в ходе которой англо-американские ВВС
буквально стирали с лица Дрезден и другие не имевшие особого военного
значения города Германии вместе с их жителями, отрабатывая свой будущий
«коронный номер» — массированные «ковровые» бомбардировки. У каждого
своя война…
Великобритания наиболее ярко отметилась в песенной истории
войны двумя действительно прекрасными композициями в исполнении певицы
Веры Линн: «We’ll Meet Again» («Мы встретимся снова») и «White Cliffs of
Dover» («Белые скалы Дувра»). В обеих светлая грусть и робкая надежда
на то, что война не сможет отобрать такую хрупкую любовь, свое маленькое
личное счастье. «Мы встретимся снова, не знаю, где и когда… Просто
продолжай улыбаться», «Мы боремся со злыми небесами, но над белыми
утесами Дувра снова взмоют голубые птицы. Просто подожди, и увидишь…» У
кого-то «не будут крылья черные над Родиной летать», у кого-то –
«голубые птички над утесами». Различия в менталитете, очевидно.
И
в заключение — о военной песне, оказавшейся настолько удачной, что ее
предлагали даже сделать национальным гимном Франции. Называлась она
«Песнь партизан», и вот уж в ней звучали слова никак не о любви и
грусти: «Эй, бойцы, берите пули, ножи, убивайте быстрее! Мы идем, мы
убиваем, помираем мы…» Здесь война, призыв к сопротивлению врагу, к
победе над ним, пусть и ценой собственной жизни, были в каждой строчке.
Вот только написала эту композицию русская — Анна Смирнова-Марли,
урожденная Бетулинская. Она, увезенная во Францию в трехлетнем возрасте,
после нацистской оккупации страны сумела вместе с мужем перебраться в
Британию, где и примкнула к Сопротивлению, став его голосом и
трубадуром. Песню, за которую Анна впоследствии была удостоена высшей
похвалы Шарля де Голля и Ордена Почетного легиона, на французский
пришлось переводить…
Душа народа, его неукротимый и непобедимый дух – в его песнях.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|