Бай-бай да люли, хоть сегодня умри: зачем в деревнях пели колыбельные с пожеланием смерти?
В русских деревнях вплоть до 20 века младенцам пели песни с пожеланием
смерти ребенку или описанием его похорон: «смертные» колыбельные. О их
природе и задачах филологи спорят и по сей день.
Смертные
колыбельные встречались повсеместно: центральная Россия, Урал, Сибирь,
Русский Север. Разве что на юге страны таких текстов зафиксировано не
было. Большая часть записей сделана в 1920-1950е годы, немного - ранее
1900х и чуть позже 1970х годов.
В науке нет единого мнения о
природе и назначении смертных колыбельных. Существует несколько версий, и
для каждой можно найти аргументы как за, так и против.
Безнравственность русского крестьянства? Отличное от нашего отношение к
смерти? Такие колыбельные как пожелания избавиться от мук пели только
больным младенцам? Что, кстати, совсем не соответствует самим текстам.
Есть
версия, что в ребенке жил «чужой». Это он, чужой, плакал, капризничал,
не хотел спать, и мать убаюкивала на смерть не малыша, а злого духа в
нем. Самой правдоподобной и гуманной кажется версия о том, что такие
колыбельные – это обманки. Мать или няня заговаривали несчастью зубы,
чтобы оно шло мимо, а ребенок жил счастливым и здоровым.
Ситуация,
в которой младенцу могли бы петь смертную колыбельную, описана в
рассказе Чехова «Спать хочется». Нянька Варька, девочка лет тринадцати,
загружена работой по дому днем, а ночи напролет качает беспокойного
хозяйского ребенка. Если Варька, чего доброго, уснет сама, хозяева
прибьют ее. А спать хочется. Вполне можно представить, что замученная
работой и озлобленная нянька, сама еще ребенок, пела младенцу: «Бай да
люли, / Хошь сегодня помри… / Матери опроска / И тебе упокой».
Быт
русских крестьян был настолько тяжел, а человеческая жизнь ценилась так
мало, что, наверное, смертные колыбельные явление закономерное. В них и
прямое отражение непростых бытовых и социально-экономических условий
жизни традиционной семьи, для которой каждый родившийся ребенок – лишний
рот, и эмоциональный выплеск материнского стресса, вызванного
беспокойным поведем младенца и усиленного усталостью, недосыпом, как в
случае с героиней Чехова.
«Непосредственно связанные с областью
заговоров, колыбельные решают прикладную задачу: угомонить неспящего
ребенка сильнодействующими средствами народной магии», - обобщает выводы
исследователей Сергей Алпатов, преподаватель кафедры русского народного
устного творчества филологического факультета МГУ.
Всем
известный «Волчок», к слову, тоже об отношении человека с потусторонним
миром. Только если в случае со смертными колыбельными поющий выступает
за контакт с ним, то в песнях с упоминаниями волчка, кота, Буки он
предупреждает об опасности такого взаимодействия.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.