Президент РФ предложил повысить подоходный налог с дохода свыше 5
миллионов рублей в год и направить эти средства целевым образом на
лечение детей с редкими заболеваниями. О своем отношении к этому
решению, а также о поправках в Конституцию в интервью "России 24" рассказала уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова.
- Анна Юрьевна, обсуждая поправки, хотелось бы затронуть одну из
последних новостей: в поправках написано, что дети являются важнейшим
приоритетом в государственной политике России, и вот буквально на днях
президент сделал очередной шаг в подтверждение этому, и предложил
повысить подоходный налог с дохода свыше 5 миллионов рублей в год и
направить эти средства целевым образом на лечение детей с редкими
заболеваниями. Что вы думаете об этом?
- Это хорошее подтверждение тому, нашу жизнь меняют не слова
и формулировки сами по себе, а реальные действия. Но важно, что есть
фундамент и основание, которое мы сегодня закладываем рядом
поправок. Что касается этого решения по детям с орфанными заболеваниями –
это долгожданное решение. Тысячи родителей обращались, искали
возможность обеспечить лекарственными препаратами своих детей. Теперь
такая возможность будет. Примерно 60 миллиардов ежегодно будет
направлено на лечение детей с редкими заболеваниями. Их число за
последние пять лет увеличилось на 60 процентов. Отчасти это связано с
более качественной диагностикой, но это накладывает дополнительные
обязательства, и, конечно, нужны ресурсы для их исполнения. Очень много
вопросов, много проблем. Регионы не справляются с огромным объемом
финансирования детей с орфанными заболеваниями, и это, конечно, ответ.
И еще один момент подчеркну: президент отметил и поручил сделать
механизм получения тех денег непосредственного детьми и их родителями
прозрачным и незабюрократизированным. Очень важно, чтобы это было
сделано, потому что это тоже неотъемлемая часть эффективности и
расходования, и, самое главное, чтобы эти решения почувствовали наши
дети.
- Еще один момент по Конституции: "Государство должно создавать
условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному,
интеллектуальному и физическому развитию детей". На ваш взгляд, что
конкретно необходимо предпринимать? Какие действия нужны властям, чтобы
реализовать эту норму основного закона?
- Слова достаточно широкие, но действия, на самом деле, очень
конкретные. И часть из них уже сделана, например, в первом чтении принят
законопроект, который внес президент, о воспитании. Это, конечно,
начало начал. То, что немного ушло на второй план в последнее время и о
чем мы неоднократно говорили — наши проверки с Рособрнадзором
воспитательных программ выявили существенные нарушения. Порядка 16
процентов сегодняшних воспитательных программ соответствовали нормам, 16
процентов! Насколько велик запрос на эти воспитательные программы.
Так вот, с тезисом о модернизации мы обращались неоднократно. Сейчас
на самом высоком уровне эти решения приняты и сделаны эти шаги.
Конечно, семейные ценности в школе. Мы об этом тоже говорили, и
знаем, что в план "10-летия детства" вошли мероприятия по обучению
семейным ценностям в образовательных организациях. Это может модулями
войти в образовательные программы.
И, конечно, непосредственно помощь семьям. Об этом в последнее время
много говорится. Это конкретные дела, конкретная поддержка, финансовая
поддержка в том числе, создание условия для развития и укрепления семьи –
все это воплощается в реальных шагах, должно быть закреплено в
документах. Но, самое главное, чтобы люди могли эту помощь получить.
- Мы с вами заговорили о семье, и в Конституции прописывается, что
"брак – это союз мужчины и женщины". Как вы считаете, насколько важно
закреплять это уточнение именно в основном законе страны?
- Если бы этот вопрос задали лет 20 назад, наверное, на него ответить
не смогли бы, потому что таких вопросов себе не задавали. Но, к
сожалению, нам сейчас приходится думать и о наших детях, и если сегодня
для многих эти ценности незыблемы, традиционные ценности, на которых
ориентируется сегодня наша государственная политика и позиция многих
граждан нашей страны, то видя трансграничность этого мира, мы понимаем,
что наших детей нужно уберечь. И мы понимаем, что Конституция пишется не
на один год, а на десятилетия. Поэтому хочется заложить тот фундамент,
который, в том числе, защитит наших детей от каких-то деформаций, от
того, что может навредить их семьям.
- Как, на ваш взгляд, должны выстраиваться отношения государства и
семьи? И какую роль должно сыграть государство в формировании и
поддержке семьи? Как это происходит сейчас и как это должно происходить в
дальнейшем?
- На самом деле, все очень просто: что ждет семья от государства?
Семья ждет поддержки. Она живет своим укладом, своим уставом, и от
государства нужны условия для того, чтобы семья нормально развивалась,
могла растить, воспитывать своих детей, давать им образование, которое
считает нужным для их развития – вот это нужно сегодня семье. И мы
знаем, что в этом направлении и есть правильное движение, и эти
взаимоотношения выстраивать семье и государству правильно.
Те услуги, пособия, которые сегодня в направлении семьи выделяются, —
за период карантинных мер мы видим целый комплекс мер поддержки
различным категориям семей: безработных, с детьми разного возраста,
которые могли находиться в разных затруднительных условиях за это время.
И в этом направлении и нужно двигаться. Конечно, нужно быть и очень
осторожными. Если государство вдруг начинает подменять собой семью,
подменять именно не в очень корректном смысле слова, то здесь нужно
думать и о рисках. Поэтому я считаю, что поправки, которые закладываются
сегодня в Конституцию, должны учитывать и эти моменты, и они
прописывают целый комплекс мер. Да, дети-сироты, которым нужно полностью
помогать и обеспечивать их условия жизни, если речь идет о семье, то
здесь необходимо ей помогать, но не вмешиваться, не подменять собой, не
нарушать границы семьи. Поэтому здесь, если мы сумеем пройти по этой
тонкой грани, это и будет то, что ждет сегодня семья от государства.
- Анна Юрьевна, какое значение лично вы придаете поправкам в Конституцию?
- Прежде всего, как мама: что такое поправка про дополнительные
гарантии, расширяющие обязательства семьи по отношению ко мне как к маме
или к моей семье? Это возможность дополнительных прав. И требовать их
реализацию сегодня.
Мы можем сказать: "А что, без дополнительных поправок в Конституцию
кто-то мешал помогать семье?". На самом деле, конечно же, нет. Можно без
всяких документов брать и помогать семье, не имея никаких кодексов,
которые сегодня прописаны, — семейных, уголовных, административных.
Можно просто брать – и делать хорошие дела. Но все же обязательства
накладывают только конкретные формулировки, и здесь они есть.
Второе: как уполномоченный по правам ребенка — для нас как для
института это дополнительный ресурс, на который мы можем опираться,
защищая права детей. Реформа органов опеки – тяжелая тема. Мы с ней
целый год выходили на соответствующие профильные ведомства, выявляли
нарушения. К сожалению, шаги не такие интенсивные, как нам хотелось бы,
и в этом направлении еще предстоит сделать многое. Поэтому мы
рассчитываем, что эти поправки, в том числе, послужат и более быстрой
реализации тех идей, которые у нас есть сегодня.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|