Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Пятница, 29.03.2024, 18:45
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа
Логин:
Пароль:

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 128
Пользователей: 126
Сейчас комментируют: 2


Новости сегодня
Происхождение названия "Крым" (0)
Сельский врач (1951) (1)
Москва отозвала «охранную грамоту» у ПХГ на Украине (0)
Украина испытывает трудности при строительстве нового рубежа обороны. (0)
Кто первый сел, того и льдина: полет на макушку Земли (0)
Иосиф Третий. Лучший танк Второй мировой, который почти не воевал (0)
Улица молодости (1958) (0)
1877-78 год, зимний переход через Балканский хребет. (0)
Королева Камилла рассказала о самочувствии Кейт Миддлтон на фоне рака (0)
Туркменистан занимает все более заметное место в информационном пространстве и мире - Михаил Гусман (1)
В Польше подняли в небо боевую авиацию (0)
Франция может отменить церемонию открытия Олимпиады - на фоне возможных терактов (0)
Полянский: Запад выдал косовским властям карт-бланш на бесчинства против сербов (0)
Мир - такой хрупкий и непредсказуемый… (0)
Лавров: Украина – это верхушка айсберга (0)
Колоссальная сеть подземных пещер установила новый рекорд протяженности: сотни километров под землей (0)
Карстовые провалы Ямала (0)
Запрещённое изобретение русских инженеров (2)
Нанотехнологии древней Эллады (0)
Интероцепция: Шестое чувство, которое может объяснить различия в психическом здоровье у мужчин и женщин (0)
Загадочное существо заметили в реке Гудзон (0)
Жил на свете один пожилой башкир. (0)
«Тише, не кричи, а то домового разбудишь» (0)
Пишем в комментариях о погоде в вашем городе или посёлке,рассказываем об интересных событиях дня.. (1)
Эксперты шоу "Удивительные люди" заподозрили участников в обмане (0)
Кремль: вето на резолюцию по КНДР соответствует интересам России (0)
ТЕРАКТ В "КРОКУСЕ" СОВЕРШИЛИ С ПОМОЩЬЮ БИОДРОНОВ. НОВАЯ УГРОЗА РОССИИ (7)
Искусство создания уюта: 10 творческих идей для декора вашего дома (0)
Военные корабли России вошли в Красное море. Хуситы ведут себя тихо. Запад напрягся (1)
Вдохновение в каждом узоре: Как творчество и рукоделие становятся ключом к гармонии и самовыражению (0)
Теперь Буданову, ради безопасности, надо всегда находиться за границей / Евгений Фёдоров (1)
Марат Хайруллин: Почему на Западе такие кислые рожи? И о чем грустит Зеленский (2)
ВЛАДЕЛЬЦЫ "КРОКУСА" О КОТОРЫХ МОЛЧАТ: СТАЛО ИЗВЕСТНО, КАК АГАЛАРОВЫ ВСЕХ ОБМАНУЛИ (5)
Россияне победили «Властелина Тьмы»! (2)
О роли Франции в украинском конфликте (1)
Путин преподал "урок вежливости" властям Японии, за неуважение к России (0)
Узурпаторы всего Человечества (0)

Новости готовят...

Новостей: 27811

В архиве: 11391

Новостей: 8001

В архиве: 11931

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3987

В архиве: 8413

Новостей: 2787

В архиве: 4005

Новостей: 1327

В архиве: 338

Новостей: 1273

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6968

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1176]Астрономия и космос [1374]Бывает же такое! [2019]
Гипотезы, версии, прогнозы [5479]Дом, сад, кулинария [1044]Животные и растения [495]
Здоровье, человек [1887]Искусство, поэзия [559]История, археология, судьбы [6120]
Мир вокруг нас [1616]Наука и технологии [1249]Непознанное [3241]
НЛО, уфология [232]Новости, общество, в мире [17921]Психология и отношения [581]
Религии, учения [114]Советы и истории из жизни [782]Стихия, климат, экология [972]
Фильмы и видео [1193]Частное мнение [2731]Это интересно! [2725]
Юмор, афоризмы, притчи [1002]


08:31
2 ноября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова стали первыми в СССР женщинами — Героями Советского Союза


За 54 года существования высшей награды СССР — звания Героя Советского Союза — были удостоены 94 женщины. Большинство из них, и это закономерно, получили свои награды за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны: эта статистика совпадает с общей статистикой награждений. И только три — летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоились высокого звания в предвоенное время. Они стали первыми женщинами, которым было присвоено звание Героев Советского Союза, а поводом для этого стали мужество, которое они втроем проявили во время рекордного перелета из Москвы на Дальний Восток 28 сентября 1938 года на самолете АНТ-37бис «Родина».

Отложенный перелет

Командиром экипажа рекордсменок была Валентина Гризодубова, и ей же принадлежит сама идея выполнения рекордного по дальности перелета в составе женского экипажа. Впервые такую идею она высказала вскоре после того, как сверхдальний перелет из Москвы в США совершили экипажи самолетов АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова и Михаила Громова. Свое предложение Валентина Гризодубова вместе с подругой, летчицей Полиной Осипенко, высказали в письме на имя председателя Совнаркома Иосифа Сталина. Просьба была подана 2 сентября 1938 года. В этой записке речь шла о том, чтобы авиатриссам (так еще в предвоенные годы называли женщин-летчиц) разрешили совершить перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США на том же самом самолете АНТ-25. Такой полет стал бы рекордом дальности по прямой для женщин-пилотов и еще больше укрепил бы международный авиапрестиж Советского Союза.

Надо сказать, что свое предложение Валентина Гризодубова и ее товарищ Полина Осипенко сформулировали не на пустом месте. У каждой из летчиц за спиной к тому времени уже было по несколько рекордных перелетов. Самой богатой летной биографией обладала Гризодубова, дочь знаменитого русского пилота Степана Гризодубова, которая впервые поднялась в воздух вместе с отцом еще в раннем детстве. К 1938 году она была, пожалуй, самой знаменитой советской летчицей: в ее активе были работа инструктором в летных школах и пилотом в агитационной эскадрилье имени Максима Горького. Кроме того, в октябре 1937 года Валентина Гризодубова установила пять мировых женских авиарекордов на легкомоторных самолетах.

В одном из таких полетов участвовала и Марина Раскова – самая молодая из трех будущих героинь. 24 октября 1937 года она вместе с Валентиной Гризодубовой совершила перелет на легкомоторном гоночном самолете АИР-12 конструкции Александра Яковлева по маршруту Москва – Актюбинск, поставив международный женский рекорд в этом классе перелетов. Следующий рекордный перелет она выполнила 2 июля 1938 года в экипаже под командованием Полины Осипенко. Она была самой старшей среди трех летчиц, готовившихся к сверхдальнему перелету. За плечами Осипенко была Качинская школа летчиков (в которую ее приняли только после того, как она попросила о вмешательстве наркома обороны Климента Ворошилова) и служба в истребительной авиации.

Все эти полеты стали частью подготовки Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой к будущему сверхдальнему перелету. Идею его выполнения высшее руководство СССР поддержало, но не сразу. Вероятнее всего, главными причинами для этого стал рекордный мужской полет экипажа летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского, состоявшийся 27-28 июня 1938 года, и решение выделить для перелета женского экипажа новый самолет — двухмоторный прототип дальнего бомбардировщика АНТ-37.

«Родина» трех летчиц

Этот самолет, разработанный в конструкторском бюро Андрея Туполева группой под руководством будущего знаменитого авиаконструктора Павла Сухого, создавался в рамках задания по постройке нового дальнего бомбардировщика. Над этой темой работали одновременно два КБ — туполевское и ильюшинское, и машины каждого получили возможность проявить себя в сверхдальних перелетах. На спроектированном Сергеем Ильюшиным самолете ЦКБ-30 (будущем бомбардировщике ДБ-3) поставили свой рекорд Коккинаки с Бряндинским. А на втором – детище Андрея Туполева – отправились в полет летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова.

Поскольку к тому времени стало ясно, что туполевский АНТ-37 в серию не пойдет, для рекордного перелета выделили оставшийся недостроенным один из двух головных самолетов проекта. Чтобы подготовить его к полету под управлением женского экипажа, несостоявшийся бомбардировщик существенно доработали. В фюзеляже и крыльях установили четыре дополнительных топливных бака, заменили оба мотора на более мощные с новыми винтами, перепроложили электрику, сменили приборы и радиооборудование. В череде переделок были и такие, как новое остекление штурманской кабины, расположенной в носу самолета, и замена оборудования второй пилотской кабины, располагавшейся в центре фюзеляжа в конце центроплана.

После такой модернизации самолет, даже с учетом снятого оружия (трех скорострельных пулеметов ШКАС и бомбодержателей) заметно потяжелел. Поэтому на него установили усиленное шасси, которое впервые в истории советского авиастроения складывалось нажатием одной кнопки, что было весьма удобно для экипажа. И поскольку теперь эту машину никак нельзя было считать серийной, она получила собственное имя — «Родина», которое крупными буквами было написано снизу на крыльях и гораздо мельче — на борту возле остекления штурманской кабины.

26 часов и десять суток

Самолет и его экипаж — командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман-радист Марина Раскова — были полностью готовы к рекордному перелету уже 15 августа 1938 года, но разрешения на вылет все никак не поступало. Причиной тому была неспокойная обстановка на Дальнем Востоке, где только-только закончился военный конфликт между СССР и Японией в районе озера Хасан. Дело дошло до того, что в начале сентября, когда стало понятно, что погода на маршруте полета стремительно портится, начальник ВВС РККА — все три летчицы являлись военнослужащими — предложил вообще отменить перелет. Но в Кремле решили иначе, и во второй половине дня 23 сентября все-таки дали «добро» на вылет. В 8.16 на следующий день «Родина» поднялась в воздух с аэродрома в подмосковном Щелково и взяла курс на Дальний Восток.

Перелет очень быстро превратился не просто в рекордный, а еще и в экстремальный. Плотная облачность заставила Валентину Гризодубову подняться как можно выше — и самолет начал обледеневать. Вскоре вышло из строя все радиооборудование самолета, в том числе и радиокомпас с системой приведения, и «Родина» фактически ослепла и оглохла. Но экипаж принял решение не поворачивать назад, а продолжать полет, пусть даже практически вслепую.

Именно это и стало причиной того, что завершить перелет так, как планировалось, в Комсомольске-на-Амуре летчицы не смогли. «Родина» долетела до Охотского моря, и только там экипаж сумел сориентироваться и повернуть назад, на юг, где снова попал в облачность. И тут выяснилось, что обледенение, высотный полет и встречный ветер «съели» запас топлива и его осталось максимум на полчаса, за которые предстояло найти место для вынужденной посадки. Когда моторы уже остановились, командир экипажа приказала Марине Расковой прыгать с парашютом: ее кабина в носу самолета была самым опасным местом при вынужденной посадке, а укрыться внутри фюзеляжа было негде. Почти сразу после того, как штурман покинула самолет, Валентине Гризодубовой удалось найти большую поляну в тайге и посадить на ней «Родину» практически без повреждений.

К этому времени самолет провел в воздухе 26 часов 29 минут, проделав путь в 6450 километров. Поиски пропавших рекордсменок начались сразу же, но обнаружить «Родину» и двух ее пилотов удалось только на девятые сутки. А на десятые к месту вынужденной посадки вышла Марина Раскова, пробиравшаяся сквозь тайгу с двумя плитками шоколада в кармане и пистолетом в кобуре.

Жизнь после рекорда

Эвакуированных из тайги летчиц доставили в Хабаровск, откуда они поездом отправились в Москву. Здесь рекордсменок ожидал торжественный прием и звания Героев Советского Союза. 2 ноября 1938 года в Кремле состоялось вручение Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой грамот о присвоении высокого звания и орденов Ленина (медаль «Золотая Звезда» появится позже, только в 1939 году).

Дальнейшая судьба трех летчиц-рекордсменок и первых в истории СССР женщин, получивших звания Героев Советского Союза, сложились по-разному. Майор Полина Осипенко погибла 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочного полета. Вместе другим Героем Советского Союза Анатолием Серовым, героем Гражданской войны в Испании и начальником летной инспекции ВВС РККА она отрабатывала полеты вслепую. Их самолет УТИ-4 вошел в штопор и врезался в землю.

Жертвой авиакатастрофы стала и майор Марина Раскова, но гораздо позже – в 1943 году. К тому времени она добилась у Сталина разрешения на формирование трех женских авиаполков — истребительного (на Як-1), бомбардировочного (на Пе-2) и легкобомбардировочного (на По-2). Разбилась 4 января 1943 года, перегоняя к линии фронта свой бомбардировщик Пе-2.

А Валентина Гризодубова дослужилась до звания полковника, прошла Великую Отечественную войну и еще много лет после войны работала в авиационной сфере.

Что касается самолета «Родина», то его после небольшого ремонта и заправки удалось поднять в воздух с той самой поляны, на которую его так аккуратно посадила летчица Гризодубова, и перегнать в Москву. До начала войны он больше не поднимался в воздух, а потом выполнял полеты в интересах наркомата авиапромышленности. В 1943 году его списали, и следы его потерялись.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: http:// vz.ru| Просмотров: 199 | Добавил: Pantera| | Теги: Стали, Союза, первыми, 1938, ноября, Полина, валентина, Осипенко, года, советского, Марина, Героями, Раскова, Гризодубова, СССР, женщинами | Рейтинг: 5.0/4

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4270]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5696]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 128
Пользователей: 126
Сейчас комментируют: 2

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Интересное сегодня
ВЛАДЕЛЬЦЫ "КРОКУСА" О КОТОРЫХ МОЛЧАТ: СТАЛО ИЗВЕСТНО, КАК АГАЛАРОВЫ ВСЕХ ОБМАНУЛИ (5)
ТЕРАКТ В "КРОКУСЕ" СОВЕРШИЛИ С ПОМОЩЬЮ БИОДРОНОВ. НОВАЯ УГРОЗА РОССИИ (7)
Путин преподал "урок вежливости" властям Японии, за неуважение к России (0)
Военные корабли России вошли в Красное море. Хуситы ведут себя тихо. Запад напрягся (1)
Россияне победили «Властелина Тьмы»! (2)
Марат Хайруллин: Почему на Западе такие кислые рожи? И о чем грустит Зеленский (2)
Узурпаторы всего Человечества (0)
О роли Франции в украинском конфликте (1)
Колоссальная сеть подземных пещер установила новый рекорд протяженности: сотни километров под землей (0)
Запрещённое изобретение русских инженеров (2)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 7674
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6352
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3889
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2864
Группа: Проверенные

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 20671
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 12883
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 12864
Группа: Проверенные
игорьсолод
Комментариев: 12411
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 10464
Группа: Проверенные



18+